Четверг, 25 апреля, 2024

Коррупция в сфере здравоохранения в оккупированном Крыму

Must Read

За годы пребывания в так называемой «родной гавани» Россия превратила украинский Крым в изолированную от всего цивилизованного мира военную базу. Больше всего от этого пострадали обычные крымчане – граждане Украины, привыкшие спокойно жить и работать, развиваться и отдыхать. Сегодня у них отняли почти все: право на родной язык и культуру, возможность пользоваться землями и ресурсами, надежду на европейское будущее и благополучие.

Россия принесла на украинский полуостров тотальную коррупцию, проникшую во все сферы жизни общества и ставшую несравнимой по масштабам со всеми подобными негативными явлениями в Крыму до 2014 года и, к сожалению, с имеющимися сейчас на материковой Украине, да и в других странах Европы. Не стала исключением и сфера здравоохранения, являющаяся для каждого развитого государства едва ли не основополагающей, поскольку она связана с правом человека на жизнь.

На самом деле становится страшно за крымчан, когда видишь новости, согласно которым «задержан директор государственного унитарного предприятия Республики Крым» «Крым–Фармация» Ирина Бахлина за «получение взятки в размере 400 тысяч рублей от двух фармацевтических компаний за лоббирование их интересов». На самом же деле масштабы проблемы значительно крупнее, и в ней попытается разобраться кандидат юридических наук Виктор Филатов специально для Ассоциация реинтеграции Крыма.

Жалобы на некачественную медицину российского образца начали поступать из Крыма еще в 2014 году, сразу после покушения на аннексию полуострова. В основном речь шла о низком качестве медицинских услуг, отсутствии квалифицированных врачей, ненадлежащей организации приема пациентов и отсутствии современного оборудования. Ленты тогдашних новостей шокировали украинцев, поскольку отображали совсем жуткие истории, например, когда человек умер, банально не дождавшись очереди на МРТ. Подобные жалобы на сферу здравоохранения оккупированного Крыма поступают систематически. Представьте себе, насколько критическая ситуация сложилась, если обычные крымчане пытаются не попадать в больницу, а лечатся самостоятельно, так как боятся стать жертвой неквалифицированных медиков, которых сегодня на полуострове большинство. Дело в том, что значимая часть профессионалов покинула Крым после начала его оккупации Россией. Это довольно грустно, поскольку подобная практика может привести к росту смертности, которую уже фиксируют международные и украинские эксперты. Даже так называемый «Крымстат» в прошлом году зафиксировал двойной рост смертности по сравнению с 2020 годом, и все это произошло на фоне существенного снижения рождаемости.

Имело последствия и бесчеловечное отношение оккупационных «властей» к врачам, тотальное нарушение их трудовых прав, пренебрежение и игнорирование обращений. К примеру, врачи даже в условиях коронавирусной пандемии не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты. Также распространены случаи занижения заработной платы. Например, в 2015 году в Симферополе медики «шестой городской больницы» обвиняли «руководство» в сокращении выплат и раздувании штата «администрации» за счет родственников «главного врача».

Отметим, что даже оккупационные «власти» вынуждены признать многочисленные проблемы в сфере здравоохранения. В частности, господин Аксенов признал «необходимость усиления социальной поддержки медицинских работников, обеспечения их жильем и надлежащей заработной платой». При этом та же самая оккупационная «администрация» объявила о сокращении медиков, а в Кремле вообще предложили крымчанам создавать «отряды волонтеров» из числа «студентов-медиков».

Добавим, что согласно «официальным сведениям» того самого «Крымстата» оккупантов с 2014 по 2020 год в Крыму количество медицинских учреждений сократилось с 117 до 68, отдельных поликлиник – с 58 до 19, детских больниц – с 6 до 4, фельдшерско-акушерских пунктов – с 504 до 493, койкомест стационаров больниц – с 16.3 тысяч до 15.8 тысяч, мест в роддомах и отделениях – с 938 до 558; количество трудоустроенных педиатров упало с 740 до 705, гигиенистов – с 447 до 307, акушерок – с 902 до 710. Результат стал печальным и ожидаемым; например, если в 2014 году в Севастополе среди новорожденных имели дефекты развития 353 ребенка, то в 2020 – уже 1629.

Главным фактором такого разрушения медицины оккупированного Крыма стала именно коррупция, что подтверждается фактами. Так, уже в 2014 году «ректор» подконтрольной оккупантам «медицинской академии» Крыма разрешил «подчиненным» предоставлять платные медицинские услуги, на чем получил доход на сумму около двух миллионов рублей [7]. Также системно отражается коррупция при «закупке лекарств». Например, в 2015 году подконтрольный агрессору «Крымский научно-практический центр наркологии» закупил лекарственные препараты за счет «бюджетных средств» на более четырех миллионов рублей. Во избежание «публичных торгов» предмет закупки был разделен на несколько частей между двумя «частными фирмами», такими как «КМС-Крым» и «Крым-Лаборреактив». В результате пациенты получили совершенно некачественные витамины, антибиотики и гормональные препараты.

Более массовый характер носят коррупционные схемы, связанные с заработной платой медиков, которых крайне не хватает на оккупированном полуострове.

Речь идет о махинациях с так называемыми «стимулятивными выплатами медикам», упомянутыми в «российском законодательстве». С 2016 года в больницах крымских городов сложилась постоянная практика, когда эти доплаты медикам «перетекали» в заработную плату «главных врачей» и «бухгалтеров» этих больниц в размере 400–500 тысяч рублей ещемесячно, при том, что средняя заработная плата хирурга высшей квалификации той же больницы составила «целых» 21 тысячу рублей. Однако более лакомым для «топ-чиновников» оккупированного Крыма стало «освоение бюджетов» на строительстве инфраструктурных объектов системы здравоохранения. Наверное, наиболее ярким примером стало строительство в Симферополе «медицинского центра имени Семашко», который оккупанты начали возводить в 2017 году. В настоящее время объект «введен в эксплуатацию» после срывов сроков поставки оборудования. Даже представители так называемого «Крымского антикоррупционного комитета» вынуждены констатировать, что состояние «долгостроя» стало следствием именно коррупции, ведь работники «подрядчика» не получали заработную плату, а темпы строительства не соответствовали «отчетам».

Кстати, если говорить о «новом медицинском центре», то коррупция на стройке – это только часть айсберга. Оккупационные «власти» и нечистые на руку бизнесмены наладили системную коррупционную схему по поставке в «больницу имени Семашко» и другие медицинские учреждения Крыма медицинского оборудования от известных в мире производителей «General Electric» и «Siemens». Речь идет о томографах, поставляемых на полуостров с 2018 года. Удивительно (на самом деле – не очень), но многомиллионные тендеры на поставку такого оборудования выиграло ООО «Медтехника-Сервис», зарегистрированное в Ростовской области с учредительным капиталом в 10 тысяч рублей. Факты указывают на то, что после таких поставок прибыль указанной компании составила более 100 миллионов в год.

Понятно, что здесь не обошлось без откатов, которые местным «чиновникам» от медицины заплатила эта фирма. Однако есть вопросы и к производителям, которые не просто должны были учесть статус оккупированной территории, но, очевидно, охотно стали цепочкой соответствующей коррупционной схемы, поскольку поставленное высокотехнологичное оборудование требует оценки работы и «сертификации» от производителя. И в данном случае, речь идет об известных мировых компаниях с достаточно высокой репутацией.

Еще одним примером системной коррупции в медицине оккупированного Крыма стало дело бывшего «заместителя директора департамента здравоохранения» Севастополя Владислава Нусинова. В рамках «зачистки» города от «команды предыдущего губернатора» в июле 2021 года тамошние силовики обвинили господина Нусинова в «получении взятки в особо крупных размерах». Из-за этого «чиновника» было несложно выйти на целую группировку, занимавшуюся коррупцией и системным хищением «бюджетных средств». Например упомянутый севастопольский «департамент» издал «приказ», которым «делегировал право проводить торги на поставку медицинского оборудования и его обслуживание» некому «медицинскому информационно-аналитическому центру». Ключевые кресла в указанном «учреждении» были отданы членам семьи Нусиновой, а «комиссию», которая должна была «контролировать его деятельность», возглавила бывшая супруга Нусинова. Очевидно что именно она должна была «особо придирчиво» относиться к коммерческим авантюрам «бывшего супруга».

Такой «контроль» не мог не вдохновлять коррупционеров, и они заключили почти 50 «контрактов», являясь единственными «участниками тендеров», на чем было «заработано» более 600 миллионов рублей. Это происходило в то время, когда онкобольных пациентов из АР Крым и Севастополя тамошние медики отправляли «лечиться» в регионы России, поскольку при определенном росте количества выявленных на полуострове с 2014 года новообразований (даже согласно «официальной статистике»), в Крыму «исчезло» оборудование для проведения лучевой терапии. Новый аппарат из-за указанных «войн кланов» за контроль над медициной Севастополя не могут «ввести в эксплуатацию» с 2017 года, и он так и пылится на складе.

Наблюдая такой «пример», врачи в городах также умудряются массово зарабатывать на своих пациентах, несмотря на заявления оккупантов об якобы «искоренении коррупции в медицине». Так, только в рамках «отработки показателей» силовиками кафиров в течение 2015-2017 годов было возбуждено 23 «уголовных дела» о коррупции крымских врачей, которые за взятки выдавали «справки» о прохождении медицинского осмотра, а также требовали у некоторых крымчан по 20 тысяч рублей за «предоставление группы инвалидности».

Кстати, если говорить об инвалидах, это еще одна категория граждан, на которой наживаются «чиновники» от оккупационной «администрации». В частности, в результате развала системы здравоохранения, за годы оккупации в Крыму стремительно возросло количество людей с инвалидностью. На сегодняшний день на полуострове их более 120 тысяч, и это при том, что из-за описанного выше коллапса репродуктивной медицины постоянно растет количество детей с инвалидностью, ведь сегодня в оккупированном Крыму их имеется около 7 тысяч. Но даже детей-инвалидов не обошла коррупция кафиров. В настоящее время в оккупированном Крыму нет решения проблемы реабилитации детей-инвалидов, в частности обеспечения их инвалидными колясками. Но «чиновники» уже наработали на ней очень выгодную для них схему: «специалисты бюро медико-социальной экспертизы» вносят в «индивидуальную программу инвалида» такие якобы «необходимые ребенку» параметры инвалидной коляски, которые отвечают требованиям только одного завода, ранее занесшего взятку «чиновникам». Поэтому даже на открытом «тендере» этот завод априори становится «победителем» и поставляет в Крым коляски не только со значительной переплатой, но и полностью непригодные для использования. Как следствие, родители детей-инвалидов покупают коляски своим детям за свой счет, либо же просят помощи волонтеров.

Подобный бесчеловечный произвол по сути происходит с молчаливого согласия тамошних «силовиков» и их кураторов из Кремля. Ведь как тогда еще объяснить факт, что в 2021 году «дело» описанных выше коррупционеров, возглавлявших севастопольский «департамент здравоохранения» и «заработавших» миллиарды рублей, «прокуратура» оккупантов «привлекла» сугубо к «дисциплинарной ответственности» за «сокрытие банковских счетов, недвижимости и денег». Такой «легкий испуг» за коррупцию означает тотальную иерархию взяток и соответствующую безнаказанность, которая в условиях пандемии коронавируса только набрала в Крыму обороты.

В частности, коррупционеры положили глаз на «ковидные выплаты», которые Путин «торжественно гарантировал» крымским медикам, работающим с коронавирусными больными. Ежемесячно крымские медики не получали около 10 тысяч рублей, а во второй половине 2021 года «ковидные деньги» вообще перестали выплачивать. Основной аргумент – «невыполнение плана по лечению пациентов», в результате чего «республиканский бюджет» якобы не получил почти 90 миллионов рублей. Хотя к моменту «невыплаты» Кремль из «федерального бюджета» выделил только Севастополю более ста миллионов рублей «на борьбу с коронавирусом и доплаты медикам». Можно было бы задать вопрос, куда именно делись эти деньги, если медики так их и не получили, но он настолько риторический, что верный ответ, наверное, знает даже «бывшая жена» упомянутого выше Владислава Нусинова.

Бывают и вообще странные оправдания тамошних «чиновников», банально укравших «доплаты» врачам. Так, на жалобу персонала «евпаторийского обсерватора», работавшего с ковидными пациентами, так называемый «министр здравоохранения» оккупированного Крыма Игорь Чемоданов заявил, что «обсерватор не является медицинским учреждением», и потому его «персонал не может рассчитывать на доплаты». О том, что для трудоустройства в обсерватор необходимо «иметь диплом врача соответствующей квалификации», как и о факте работы там именно медработников, «министр», видимо, «забыл».

Необходимо упомянуть и о схемах с жильем для медиков, которые деятели подконтрольных захватчикам «властей» начали прокручивать почти сразу после начала оккупации полуострова. В этом смысле наиболее ярким примером стало принудительное выселение из городского жилья пяти семей медиков в Судаке в 2015 году. Семьи медиков переехали в Крым еще в 2007 году и получили служебные квартиры. Но через год после начала оккупации полуострова, подконтрольная агрессору «администрация» Судака отказалась «продлевать договор социального найма жилья», а уже впоследствии медики получили из рук руководителя той «администрации» Владимира Серова письменное «требование в течение 10 дней освободить жилье».

Судакские «чиновники» ссылались на то, что предоставленное украинскими властями жилье «больше не подчиняется больнице»; «администрация» оккупантов даже «подала в суд», поскольку врачи отказались освобождать квартиры. На прямой вопрос – кому будут передана их недвижимость – врачам в «администрации» ответили, что «квартиры получат уважаемые люди». Не трудно предположить, что эти квартиры, расположенные в курортном городе, достались либо местным пособникам Кремля, либо «чиновникам» из России, принимающим участие в коррупционных схемах на полуострове.

В то же время, с 2014 года российская пропаганда постоянно обещает «обеспечить крымских медиков жильем на сто процентов». Сегодня от подконтрольной Кремлю «администрации» слышны обещания «предоставить крымским врачам квартиры в новостройках», в частности в 2020 году медикам обещали выделить целых 300 квартир, а в прошлом году крымские «чиновники» обещали «выделить врачам 15 тысяч квадратных метров жилья в новом микрорайоне Евпатории». Однако «почему-то» этого не произошло и до сих пор на всем полуострове наблюдается тотальная нехватка медицинского персонала, ставшая прямым свидетельством «правдивости» обещаний оккупационной «власти» Крыма. Наверняка крымские «чиновники» решили «не отставать от своих российских коллег», которые, по данным председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, каждые 10 минут воруют 5 миллионов рублей из федерального бюджета, ну а объемы украденных средств из региональных и местных бюджетов, как заявляют российские чиновники, «подсчитать вообще невозможно».

Подводя печальные итоги, можно лишь пожелать крымчанам крепкого здоровья, поскольку им приходится, по сути, рассчитывать исключительно на собственный иммунитет и финансы. Оккупировав полуостров, Россия даже и не думала налаживать там социально значимые сферы жизни, в том числе и медицину. Местные «чиновники» сразу начали искать пути обогащения, а сфера здравоохранения Крыма стала лишь винтиком имперской коррупционной машины.

Конечно цинизм расхитителей миллиардов на онкобольных и детских инвалидных колясках поражает, но это и есть реалии «русского мира». Сложность и безысходность ситуации состоит в том, что Украина может лишь развивать медицинскую инфраструктуру в сопредельных с Крымом районах, документировать многочисленные факты нарушения прав человека на полуострове и потребовать от России на международных судебных и переговорных площадках прекратить издеваться над крымчанами. Однако, скорее всего, перспективы развития медицины Крыма неутешительны, ситуация будет только усложняться до де-оккупации, а жизнь крымских граждан Украины сейчас стоит меньше взятки за выигрыш в очередном «тендере».

Источник: Ассоциация реинтеграции Крыма

Лента

В Николаеве произошел взрыв неизвестного устройства: пострадали 5 спасателей

Сегодня, 24 апреля, в Николаеве при тушении пожара, во время которого произошел взрыв, пострадали 5 спасателей. Как сообщили в...

Актуально