Суббота, 29 января, 2022

Митрополит Димитрий: «Веселитесь и прославляйте Рождество Христово добрыми и богоугодными делами»

Must Read

Рождество Христово – Рождение на земле Сына Божия, Бога вечного. Обходя все богословские измерения этого величественного праздника, скажу, что напрасно человеческая мысль пытается постичь глубину и величие этого события мирового масштаба и исторического бытия.

Однако, у нас, в сокровенных глубинах души, есть те изюминки, через которые мы все же постигаем значение Рождества, и это прежде всего та простота и нищета, в обстановке которой явился Небесный престол, а землю подножием ног Своих. Когда мы приближаемся к вертепу, в большинстве своем они стоят в рождественские дни при храмах, или же непосредственно в храмах, то сразу для нас открывается что-то особенное родное, манящее в детство. Недаром Сам Иисус Христос говорил, чтобы мы были, как дети, ибо только так можно познать Его Божественную любовь к нам и начало Его служения для нас, Его жертву из убогих яслей, с этими распростертыми руками, которые он по-детски протягивает к нам.

И тут вдруг мы видим, и даже такое воображение имеем, чтобы Бог о нас не забыл, Он ищет и зовет нас. Не мы Его нашли – это слишком гордо, а Он нас, так как звал на очень ответственное служение своих апостолов, того же Нафанаила или Андрея и Петра. Вот именно не от помысла головы своей, не от гордыни нашего ума, а от простоты сердца, именно так надо воспринимать Рождество Христово, рождение в Вифлееме Того, Кто есть истинный Бог и истинный Человек, то есть Богочеловек.

Украинский народ с начала христианизации славил новорожденного Христа Спасителя. Прежде всего, в этот день все от мала до велика целыми семьями посещали храмы, перед тем отбыв Святой Ужин со специально приготовленными блюдами, среди которых главным является кутья. Мало кто знает, что кутья – это варенье разбухших, напоенных злаков, которые словно уже пускают свои побеги и готовы к востоку, в данном случае пшеницы, которую мы украшаем разнообразными сладостями, то есть делаем её приятной по вкусу. Это главное блюдо ужина, святого и большого, а ещё семейного. За ужином сидят все и вспоминают всех от роду. Кутья, как я уже сказал, есть сердечник стола и всех блюд на нём. Почему? Потому что, вспоминая Новорожденного, мы знаем, что и Его коснется смерть, но не победит, потому что для чего тогда волхвы, кроме золота и ладана, принесли Ему смирную, не только в знак Богочеловечности, а это знаменовало и то, что Бог умрет на Кресте за нас и воскреснет. По этой причине кутья имеет поминальное значение, прежде всего для Новорожденного Иисуса и всех наших родственников, отошедших в вечность.

В разных уголках Украины традиции этого предрождественского ужина довольно разнообразны и не обязательно на столе есть двенадцать блюд. На Волыни, Подолье, Приднепровье и Слобожанщине рождественские ужины были действительно «голодными», потому что к встрече Богомладенца Иисуса нужно было приготовиться строгим постом, который углублялся со 2 января, когда при богослужениях вечером совершался т. н. рождественский трипеснец и эти предрождественские богослужения углубляются словно в содержание предпасхальной страстной недели с мотивами великолепного пения и даже канона «Волной морской…». На столах у хозяев стояла кутья, компот и другие разнообразные постные блюда. Их было немного и может это правильно. В Галичине такой ужин был более богатым и особенным, с разнообразными постными блюдами и рыбой. Подчеркиваю, что такие обычаи принадлежали к народному воображению, и в церковных книгах не было прописано. Напротив, церковный устав указывал на строгое соблюдение поста перед встречей воплощенного Сына Божия. На Большой Украине ужин носили к своим близким родственникам: внуки к бабушке и деду, племянники к тете и дяде, крестники к крестным родителям, как кому случалось. Носили ужин и к бабушке повитухи, потому что всем в селе она была за родственницу. После уставных богослужений в храмах начинали петь колядки, являющиеся особым и уникальным произведением украинского народного воображения и традиции о Рождестве Христа Бога. Содержание этих колядок чрезвычайно догматично и глубоко, которое не нарушает и не искажает истин веры, открытых в Откровении Божием и христианском ученые. В колядках содержательно отражены и прославлены события Рождества Христова и произошедшее после Рождения Иисуса Христа – поклонение волхвов, лукавство Ирода, бегство святой семьи в Египет, избиение Иродом младенцев. С колядками и вертепом, специальным рождественским действом, церковные хоры, дети и взрослые посещают жилища верующих в течение 12 дней, т. н. «праздников», чтобы и в домах прославить воплощенного Сына Божия. А церковный устав и правило говорит, что в дни праздников «никакого поста и никаких земных поклонов не бывает, ни в церкви, ни в кельях», то есть в домах. Поэтому веселитесь и прославляли Рождество Христово добрыми и богоугодными делами.

Христос рождается – славим Его!

Митрополит Львовский и Сокальский ПЦУ Димитрий.

Источник: Духовная Величие Львова

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Кремль может устроить провокацию в Киево-Печерской лавре, – Климкин

Министр иностранных дел Украины в 2014-2019 годах Павел Климкин заявил о возможности точечной атаки на Киев со стороны Российской...

Актуально