Суббота, 27 апреля, 2024

Митрополит Епифаний: Бог и в Нем и через Него – всегда есть выход даже в самых безнадежных обстоятельствах

Must Read

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в пятнадцатое воскресенье после Пятидесятницы

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Этого воскресного дня желаю привлечь наше внимание к словам апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Нас отовсюду давят, но мы не сжатые; мы в безвыходных обстоятельствах, но не теряем надежды; нас гонят, но мы не оставлены; повержены, но не погибаем. Всегда смертность Господа Иисуса носим в теле, чтобы жизнь Иисуса открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8-10).

Господь, создав человека по образу Своему, дал нам многочисленные дарования. Разум, способный к познанию видимого мира и духовных истин, свободную волю, которая проявляется в наших действиях, чувства, через которые раскрываются для нас все красоты и гармония творения – всё это дано нам Богом как дар, чтобы мы в полной мере могли совершенствоваться и достигать блаженства. Поэтому важно нам осознавать две истины: первую – что мы не сами собой существуем в этом мире, но благодаря Богу, вторую, связанную с ней – дары, которые мы имеем от Творца, данные Им с определенной целью, а именно – чтобы мы находились в любви, умножали добро и достигали блага.

В чём заключается важность этих истин? В том, что они побуждают нас к осознанию цели нашего бытия, а через такое осознание – побуждают идти к этой цели верным путём.

Как много плодов человеческого разума и труда мы видим вокруг себя. Достижения научной мысли и технического прогресса поражают нас, но очень быстро то, что предыдущими поколениями представлялось лишь как фантазия – входит в реальность повседневной жизни. Но разве все это возникло само собой? Разве разумно будет предположить, что из хаотического и случайного сообщения земных элементов могло само собой возникнуть здание этого храма? Или сами собой появились иконы, мозаичные и написаны? Те средства удаленного общения, благодаря которому изображение и звук с этого места передаётся на большие расстояния, и видеть и слышать это богослужение может человек, который находится даже на другой стороне земного шара – разве всё это лишь плод случая и хаотического единения различных элементов?

Каждый человек скажет, что различные вещи, которые мы видим вокруг – плод ума и труда человека. Архитекторы и строители привели к тому, что появился этот храм. Талант художников и художников, которые создали эти иконописные изображения. Плод исследований, изобретений, технического прогресса и труда многих людей, которые создал микрофоны и камеры, средства распространения звука и изображения, а также их воспроизведения. За всем этим стоят люди, труд их ума и рук.

Но разве эти вещи, удивительные, наполненные мудростью и кропотливым трудом – не сдаются малой песчинкой по сравнению со всем величием природы, со всем многообразием окружающего мира, видимого глазу и тем более – невидимого? Так, когда мы признаём, что хаос сам по себе не может породить здание или какую-то вещь, и у вещей есть те, кто задумал их и сделал их, то почему много есть людей, которые верят, что вселенная и человек появились именно так: с хаоса и случайно, без плана и без Творца?

Этот Михайловский собор в своей истории пережил уничтожение из-за взрыва – в 1937 году его взорвали. Каким был результат этого большого взрыва? Стал храм лучшим или более упорядоченным, или наоборот – взрыв превратил величественное здание в хаотичную кучу строительного лома, битого кирпича и разрушенных конструкций? Так если этот малый кусочек видимого мира, взрыв, который привёл от упорядоченности к хаосу, то как же следует верить тому, что весь мир, всё, что вокруг – встал в своём разнообразии и упорядоченности именно вследствие так называемого «большого взрыва» и каков итог хаотичного сочетания элементов ?

Если жизнь наша именно состоит из случайностей и является плодом случайного стечения обстоятельств – то оно не имеет значения и смысла. Собственно, к такому выводу приходили ещё человеческие мудрецы древности, обдумывая то, что они видят вокруг себя. «Видел я все дела, которые делаются под солнцем, и вот, всё суета и томление духа!» (Еккл. 1:14) – так премудрый царь Соломон описывает чувства человека от подобных размышлений. Если нет Бога, если мы – не особое творение Его, если душа наша не бессмертны и не существует для человека вечной жизни, то всё чем занимаются люди, всё, что они ценят – суета, бессодержательная круговерть.

«Мы живём ради удовольствия» – так многие думают, но и на это есть рассуждение Соломона: «Не насытится око зрением, не заполнится ухо слушанием» (Еккл. 1: 8). То есть, сколько бы не искал удовлетворения человек – ни в чём из вещей материальных мира сего, он не найдёт успокоения.

Кто-то мечтает приобрести новую вещь, но когда уже имеет её – разве успокаивается этим? Сразу возникает мысль, что может быть что-то лучше, и то, что уже есть – не приносит такого удовольствия, которым оно представлялось в мечтах. Кто-то ищет удовлетворение в эмоциях – но это тоже проходит, как вчерашний день и прошлогодний снег.

Осознание того, что мы не возникли сами собой, но жизнь дана нам Богом и оно имеет определенную Творцом цель – только это знание способно вывести нас из суетной круговерти, предохранить как от гордыни жизненной во время успеха, так и от уныния и отчаяния во время бед. «Мы в безвыходных обстоятельствах, но не теряем надежды» – так апостол Павел говорит не потому, что, надеется на лучшее только от прихода завтрашнего дня, но так как знает: Бог есть, и в Нём и через Него – всегда есть выход даже в самых безнадежных обстоятельствах. «Мы не оставлены» – гласит апостол, мы не одиноки, ведь имеем заботливого и любящего Небесного Отца, который заботится о нас, направляет нас к лучшему, предостерегает и предохраняет от зла.

Ум и опыт указывают нам на то, что у мира есть Творец, появился он не в результате взрыва, но благодаря творческому замыслу и его осуществлению. Поэтому цель наша – познать волю Божью и за её осуществление достигать блага.

Препятствием для нас на этом пути стоят грех и зло, которые вошли в этот мир через гордыню. Потому что человек, получив от Господа дар жизни и получив знания по воле Творца, в исполнении которого должен был происходить его рост и совершенство – но человек захотел сам стать «богом без Бога». Отступив от Бога, человек внёс в этот мир тление, распад и смерть, потому что если без присмотра и заботы человеческого даже вещи мира сего разрушаются и приходят в упадок, то тем более мир, если удаляется от Бога – то не может сохранить сам целостность и порядок.

К сожалению, мы живем не в райском мире, каким он был после творения, а в мире, где есть зло, таким он стал после грехопадения. Поэтому наряду с добром мы видим зло, рядом с величием человека – глубину её греха, видим, что человек способен и к росту, и к падению. И от нас зависит – с какой целью мы будем использовать то, что нам дано, как применим дар ума, воли, чувства, творческие способности и таланты, полученные от Творца.

Если будем брать за образец лишь то, что видим вокруг, если будем считать, что мир этот – единственная реальность, и нет ничего другого, то вместе с ним будем находиться во зле и осознавать последствия отступления от Бога. А если мы будем понимать, что есть другое, вечное и блаженное в жизни, есть бытие свободное от влияния зла, быть свободным от страданий, верить Богу, который указывает нам путь к истинному и благому бытию, а также даёт нам силы и средства для достижения наших возможностей, то сможем вырваться из круговерти суеты, и победить страдания и смерть.

Апостол Павел в словах, о которых мы упоминали в начале, указывает нам на то, что достичь блага мы можем только через борьбу – борьбу с грехом и злом. Противник будет препятствовать нам на пути в рай, мы будем испытывать страдания, скорбь, но через Господа Иисуса Христа мы можем и способны достичь в этой борьбе победу.

Поэтому, дорогие братья и сестры, желаю всем нам помнить о том, что и мы сами, и весь мир существуют не сами по себе, но сотворены Богом, с благой целю, а достичь этой цели мы можем через познание воли Творца и его исполнение. В наиболее обобщенном виде эта воля и указатель к блаженному бытию умещаются в одно слово, в двуединую наибольшую заповедь: «Возлюби» – полюби Бога больше всего и возлюби ближнего, как самого себя. Полюбить означает не замыкаться в бытии для самих себя, но жертвенно разделять своё бытие с другими.

И когда на пути этой истинной любви, на пути исполнения воли Божией мы будем сталкиваться с испытаниями, трудностями и искушениями – то будем помнить слова апостола Павла: «Всё могу в Иисусе Христе, который меня укрепляет» (Флп. 4:13).

Аминь.

Православная Церковь Украина

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

СБУ: Осужден информатор ГРУ, который шпионил по артиллерии ВСУ на Николаевщине

По материалам Службы безопасности реальный срок заключения получил ещё один информатор военной разведки России. Злоумышленник собирал разведданные о дислокации...

Актуально