Вторник, 19 октября, 2021

Митрополит Епифаний: Бог и в Нем и через Него — всегда есть выход даже в самых безнадежных обстоятельствах

Must Read

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в пятнадцатое воскресенье после Пятидесятницы

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Этого воскресного дня желаю привлечь наше внимание к словам апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Нас отовсюду давят, но мы не сжатые; мы в безвыходных обстоятельствах, но не теряем надежды; нас гонят, но мы не оставлены; повержены, но не погибаем. Всегда смертность Господа Иисуса носим в теле, чтобы жизнь Иисуса открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8-10).

Господь, создав человека по образу Своему, дал нам многочисленные дарования. Разум, способный к познанию видимого мира и духовных истин, свободную волю, которая проявляется в наших действиях, чувства, через которые раскрываются для нас все красоты и гармония творения — всё это дано нам Богом как дар, чтобы мы в полной мере могли совершенствоваться и достигать блаженства. Поэтому важно нам осознавать две истины: первую — что мы не сами собой существуем в этом мире, но благодаря Богу, вторую, связанную с ней — дары, которые мы имеем от Творца, данные Им с определенной целью, а именно — чтобы мы находились в любви, умножали добро и достигали блага.

В чём заключается важность этих истин? В том, что они побуждают нас к осознанию цели нашего бытия, а через такое осознание — побуждают идти к этой цели верным путём.

Как много плодов человеческого разума и труда мы видим вокруг себя. Достижения научной мысли и технического прогресса поражают нас, но очень быстро то, что предыдущими поколениями представлялось лишь как фантазия — входит в реальность повседневной жизни. Но разве все это возникло само собой? Разве разумно будет предположить, что из хаотического и случайного сообщения земных элементов могло само собой возникнуть здание этого храма? Или сами собой появились иконы, мозаичные и написаны? Те средства удаленного общения, благодаря которому изображение и звук с этого места передаётся на большие расстояния, и видеть и слышать это богослужение может человек, который находится даже на другой стороне земного шара — разве всё это лишь плод случая и хаотического единения различных элементов?

Каждый человек скажет, что различные вещи, которые мы видим вокруг — плод ума и труда человека. Архитекторы и строители привели к тому, что появился этот храм. Талант художников и художников, которые создали эти иконописные изображения. Плод исследований, изобретений, технического прогресса и труда многих людей, которые создал микрофоны и камеры, средства распространения звука и изображения, а также их воспроизведения. За всем этим стоят люди, труд их ума и рук.

Но разве эти вещи, удивительные, наполненные мудростью и кропотливым трудом — не сдаются малой песчинкой по сравнению со всем величием природы, со всем многообразием окружающего мира, видимого глазу и тем более — невидимого? Так, когда мы признаём, что хаос сам по себе не может породить здание или какую-то вещь, и у вещей есть те, кто задумал их и сделал их, то почему много есть людей, которые верят, что вселенная и человек появились именно так: с хаоса и случайно, без плана и без Творца?

Этот Михайловский собор в своей истории пережил уничтожение из-за взрыва — в 1937 году его взорвали. Каким был результат этого большого взрыва? Стал храм лучшим или более упорядоченным, или наоборот — взрыв превратил величественное здание в хаотичную кучу строительного лома, битого кирпича и разрушенных конструкций? Так если этот малый кусочек видимого мира, взрыв, который привёл от упорядоченности к хаосу, то как же следует верить тому, что весь мир, всё, что вокруг — встал в своём разнообразии и упорядоченности именно вследствие так называемого «большого взрыва» и каков итог хаотичного сочетания элементов ?

Если жизнь наша именно состоит из случайностей и является плодом случайного стечения обстоятельств — то оно не имеет значения и смысла. Собственно, к такому выводу приходили ещё человеческие мудрецы древности, обдумывая то, что они видят вокруг себя. «Видел я все дела, которые делаются под солнцем, и вот, всё суета и томление духа!» (Еккл. 1:14) — так премудрый царь Соломон описывает чувства человека от подобных размышлений. Если нет Бога, если мы — не особое творение Его, если душа наша не бессмертны и не существует для человека вечной жизни, то всё чем занимаются люди, всё, что они ценят — суета, бессодержательная круговерть.

«Мы живём ради удовольствия» — так многие думают, но и на это есть рассуждение Соломона: «Не насытится око зрением, не заполнится ухо слушанием» (Еккл. 1: 8). То есть, сколько бы не искал удовлетворения человек — ни в чём из вещей материальных мира сего, он не найдёт успокоения.

Кто-то мечтает приобрести новую вещь, но когда уже имеет её — разве успокаивается этим? Сразу возникает мысль, что может быть что-то лучше, и то, что уже есть — не приносит такого удовольствия, которым оно представлялось в мечтах. Кто-то ищет удовлетворение в эмоциях — но это тоже проходит, как вчерашний день и прошлогодний снег.

Осознание того, что мы не возникли сами собой, но жизнь дана нам Богом и оно имеет определенную Творцом цель — только это знание способно вывести нас из суетной круговерти, предохранить как от гордыни жизненной во время успеха, так и от уныния и отчаяния во время бед. «Мы в безвыходных обстоятельствах, но не теряем надежды» — так апостол Павел говорит не потому, что, надеется на лучшее только от прихода завтрашнего дня, но так как знает: Бог есть, и в Нём и через Него — всегда есть выход даже в самых безнадежных обстоятельствах. «Мы не оставлены» — гласит апостол, мы не одиноки, ведь имеем заботливого и любящего Небесного Отца, который заботится о нас, направляет нас к лучшему, предостерегает и предохраняет от зла.

Ум и опыт указывают нам на то, что у мира есть Творец, появился он не в результате взрыва, но благодаря творческому замыслу и его осуществлению. Поэтому цель наша — познать волю Божью и за её осуществление достигать блага.

Препятствием для нас на этом пути стоят грех и зло, которые вошли в этот мир через гордыню. Потому что человек, получив от Господа дар жизни и получив знания по воле Творца, в исполнении которого должен был происходить его рост и совершенство – но человек захотел сам стать «богом без Бога». Отступив от Бога, человек внёс в этот мир тление, распад и смерть, потому что если без присмотра и заботы человеческого даже вещи мира сего разрушаются и приходят в упадок, то тем более мир, если удаляется от Бога – то не может сохранить сам целостность и порядок.

К сожалению, мы живем не в райском мире, каким он был после творения, а в мире, где есть зло, таким он стал после грехопадения. Поэтому наряду с добром мы видим зло, рядом с величием человека — глубину её греха, видим, что человек способен и к росту, и к падению. И от нас зависит — с какой целью мы будем использовать то, что нам дано, как применим дар ума, воли, чувства, творческие способности и таланты, полученные от Творца.

Если будем брать за образец лишь то, что видим вокруг, если будем считать, что мир этот — единственная реальность, и нет ничего другого, то вместе с ним будем находиться во зле и осознавать последствия отступления от Бога. А если мы будем понимать, что есть другое, вечное и блаженное в жизни, есть бытие свободное от влияния зла, быть свободным от страданий, верить Богу, который указывает нам путь к истинному и благому бытию, а также даёт нам силы и средства для достижения наших возможностей, то сможем вырваться из круговерти суеты, и победить страдания и смерть.

Апостол Павел в словах, о которых мы упоминали в начале, указывает нам на то, что достичь блага мы можем только через борьбу — борьбу с грехом и злом. Противник будет препятствовать нам на пути в рай, мы будем испытывать страдания, скорбь, но через Господа Иисуса Христа мы можем и способны достичь в этой борьбе победу.

Поэтому, дорогие братья и сестры, желаю всем нам помнить о том, что и мы сами, и весь мир существуют не сами по себе, но сотворены Богом, с благой целю, а достичь этой цели мы можем через познание воли Творца и его исполнение. В наиболее обобщенном виде эта воля и указатель к блаженному бытию умещаются в одно слово, в двуединую наибольшую заповедь: «Возлюби» — полюби Бога больше всего и возлюби ближнего, как самого себя. Полюбить означает не замыкаться в бытии для самих себя, но жертвенно разделять своё бытие с другими.

И когда на пути этой истинной любви, на пути исполнения воли Божией мы будем сталкиваться с испытаниями, трудностями и искушениями — то будем помнить слова апостола Павла: «Всё могу в Иисусе Христе, который меня укрепляет» (Флп. 4:13).

Аминь.

Православная Церковь Украина

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

НАТО начала учения, во время которых будет отработан сценарий ядерной войны

На этой неделе вооруженные силы НАТО начали ежегодные учения по защите территории альянса с помощью ядерного оружия - «Стойкий полдень». В маневрах...

Актуально