Воскресенье, 28 апреля, 2024

Мы не плачем в день Успения, а радуемся, потому что Приснодева Мария, как самая достойная этого – входит в блаженную вечную жизнь, – Митрополит Епифаний

Must Read

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в день праздника Успения Божией Матери

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником, который ныне мы чествуем – с Успением Пресвятой Богородицы!

Странный этот праздник и для внешнего человека может быть непонятным. Завершается земная жизнь Пречистой Девы – а мы радуемся. К гробу ложится тело Её – а мы празднуем. Смерть касается даже Той, кто ближе к Богу, кто является Матерью Сына Божия, но даже самого этого имени – смерть – мы не произносим, ​​называя событие Успением.

Таким образом, мы хотим подчеркнуть нашу веру в победу над смертью, нашу веру в воскресение и жизнь вечную. Сегодня, в воскресный день, мы вспоминаем и чествуем Воскресение Христово как основу нашего собственного воскресения. А почитая Успение Богородицы, мы видим в нём образ блаженного перехода от жизни временной к вечности, от мира сего – к Дому Отца Небесного, где приготовлены жилища любящим Бога.

Для зрителя внешнего уважаемое нами ныне событие – это смерть, это возложение мертвого тела в гробе, это завершение жизни. Но на самом деле в событии Успения оказывается божественная победа над смертью, ибо для Девы Марии она становится только сном, коротким сном между временной жизнью и блаженным вечным бытием в Царстве Сына Её.

Поэтому и называем это событие не смертью, даже не умиротворением, а именно Успением.

Ибо по слову Писания для грешников смерть есть яростная и страшная, ведь она отнимает у них всё, что ценили они, чем наслаждались, ради чего существовали, становясь вратами к возмездию за грехи. Образ этого видим в известной евангельской притче о безумном богаче и нищем Лазаре. Богач в роскоши и беззаботности проводит жизнь, пирует и развлекаясь. Но когда приходит время смертное, то попадает в ад, где тяжело страдает и не надеется даже на облегчение своих мучений. Так и для всякого грешника, который радость и утешение видит только в удовлетворении своих страстей, смерть есть катастрофа, завершение всех надежд и всего, что он считал добрым.

Зато для благих и праведных благодаря воскресению Христову, благодаря божественной победе над силой ада, смерть становится сном временным, который, завершается радостью вхождения в блаженную вечную жизнь. В ту жизнь, о которой мы каждый раз во время заупокойных молитв говорим, что там нет ни скорби, ни даже вздоха.

Как многие человечество в общем и каждый человек в частности работают и беспокоятся, чтобы не чувствовать голода и холода, чтобы не страдать болезнями, не жить в страхе перед последствиями войны. Ради удовлетворения своих желаний и просто ради поддержки собственной жизни люди тяжело работают, истощая силы души и тела. И так живя, люди, словно под мечом Дамокла, постоянно находятся под страхом смерти, которая может ворваться в их бытие неожиданно, забрав всё, что они считали смыслом и содержанием своего существования.

Зная всё это, и осознавая не только со слов и через рассуждения, но через наш собственный, личный опыт, не будем ли мы считать верным, разумным и правильным желание избавиться от всех этих страданий, опасностей и угроз? Не мудро ли стремиться к жизни лучшей, лишенной болезней, свободной от страданий, не обремененной необходимостью удовлетворять потребности в пище и питье? Всякий благоразумный человек согласится с тем, что следует стремиться к лучшему. И это лучше – не фантазия или бред, не мечта, которая не может сбыться, но истина и реальность. Это истинная вечная жизнь, которую Бог приготовил тем, кто любит Его и которую Он даёт нам, как дар собственной любви.

Именно поэтому апостол Павел говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – достояние. […] Я хочу освободиться и быть с Христом, ибо это несравненно лучше» (Флп. 1:21,23). Все, что есть здесь, в этом мире – временное. Все, что в нём – и хорошо, и скорбно – завершается у гроба. Нагими рождаемся мы, и нагими уходим в землю, от которой взят был человек. Но если для тех, кто не имеет веры, смерть – это конец всего доброго, то для верных, как, например, для апостола Павла, она – достояние и переход к лучшему, потому что она становится дверью к блаженной вечности с Христом.

Поэтому мы не плачем в день Успения, а радуемся. Ибо одна из нас, людей, Приснодева Мария, как самая достойная этого – входит в блаженную вечную жизнь. Она не теряет, но приобретает. Жизнь не покидает Её, но наоборот – Пречистая Дева наполняется жизнью неисчерпаемой и блаженной.

Каждая мать знает, что длительная разлука с ребенком для неё – скорбь и боль. И когда воссоединяются мать и дитя – это радость для обоих и утешение для ближних. В день Успения Пречистая Дева завершила время жизни временной, но в этот же момент завершилась и Её разлука с Божественным Сыном. В блаженной вечности Мать соединилась с Младенцем своим – то плакать и рыдать мы имеем над гробом Пречистой, или радоваться с Ней и о Ней, что Она уже никогда не расстанется с любимым Младенцем?

Жизнь мира этого временного со всеми присущими ему скорбями покидает у гроба Пресвятая Владычица. Но не оставляет нас и не удаляется от нас! Как после Рождества Христова оставалась она неизменно Девой, так и после Успения своего осталась неотступно с нами. Воистину она всегда находится с теми, кто через веру в Сына Её стал и для Богородицы усыновленным ребенком, как им стал любимый ученик Христовой Иоанн Богослов.

Когда смерть приходит, то разлучает она нас с ближними нашими. Но Успение Богородицы есть заверение и доказательство, что разлука эта – временная и для верных подобна разлуке сна. Когда засыпаем, то расстаёмся со всеми, но когда просыпаемся – то снова общаемся. Так и смерть для верных есть сон, от которого просыпаемся благодаря Воскресению Христову, вновь встречая тех, с кем гроб разлучил нас.

Поэтому праздник Успения для нас – день радостный. Не плачь над гробом умершей сопровождает нас в этот день, но радостное прославление Той, кто обрёл жизнь вечную и имеет большой благодатный дар помогать прийти к этой жизни всем верующим во Христа, Сына Божия и Сына Девы.

Следовательно, с особыми чувствами встречаем мы этот праздник года нынешнего, когда враг продолжает нести горе, страдания, руину и смерть на нашу землю. Ибо среди тьмы зла оно есть свет надежды на победу. Среди руины оно становится свидетельством чудесного обновления. Когда смерть отбирает лучших, когда погибают невиновные – Успение напоминает нам, что разлука с ними временная, потому что всех нас ожидает воскресение и вечность.

Успение напоминает нам также о вознаграждении праведных и возмездии справедливом – грешникам. Ибо тех, кто проявил высшую меру любви к ближним, жертвуя ради них даже жизнью, ожидают венцы нетленные. А для душегубов и убийц, для врагов правды по слову Спасителя приготовлено место вечной муки, как справедливое возмездие за служение дьяволу.

Поэтому Успение – не только праздник, когда мы вспоминаем историческое событие отхода Девы Марии от мира к блаженному бытию. Оно также является призывом к каждому человеку: пока есть время – выбирать своей верой и делами именно такое, блаженное бытие. Чтобы не упустить эту возможность, существуя в грехах и за гробом получив справедливое воздаяние, как получил её глупый богач из упомянутой нами ранее евангельской притчи.

И пусть пример святой жизни и благодатная помощь Пречистой Владычице нашей, Богородицы и Приснодевы Марии, помогут нам в мире этом жить достойно и праведно, а отойдя ко гробу – быть вместе с Ней и с Ее Божественным Сыном там, где нет ни скорби, ни вздоха, но вечная жизнь.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Австралия предоставит Украине пакет военной помощи на $100 миллионов (Видео)

Вице-премьер-министр – министр обороны Австралии Ричард Марлз анонсировал новый пакет военной помощи Украине стоимостью 100 миллионов долларов США. Об этом...

Актуально