Воскресенье, 19 мая, 2024

Наше доверие к Богу, исполнение Его воли – могут провести нас через испытания и искушения к духовной победе, – Митрополит Епифаний

Must Read

В этот воскресный день, когда только две недели отделяют нас от празднования Пасхи Христовой, мы слышим из евангельского чтения, которые Господь дает Своим ученикам. По дороге в Иерусалим они ужасаются и боятся. Успокаивает ли Спаситель их? Трудно назвать слова Его умиротворяющими. Ибо в них звучат пророчества об измене, о несправедливом осуждении, об издевательствах над Ним, о казни и смерти. В то же время Господь пророчествует и о том, что после всего состоится Его воскресение.

Об этом говорилось в проповеди Митрополита Епифания сегодня.

Далее полный текст слова Предстоятеля ПЦУ.

Итак, в этих словах мы не видим обычного среди людей способа успокоения страхов, когда убеждают, что все будет хорошо, что страх беспочвенен и неправдив. Господь в ответ на страх апостолов открывает перед ними картину Своих будущих страданий и смерти. А успокоение для них должно оказаться не в обманчивом умалении опасности, но в том, что после всех страданий непременно будет победа. И эта победа есть Его воскресение из мертвых.

Для внешнего наблюдателя, для человека неверующего история страстей Христовых выглядит как проявление бессилия перед озлоблением врагов. И начальники Иудейские, и римский прокуратор имеют власть, имеют вооруженных слуг и воинов. На стороне синедриона – толпа фанатиков, требующих смерти для Того, кого вожди обвинили в богохульстве и нарушении их канонов. На стороне Иисуса из Назарета – двенадцать учеников-апостолов, испуганных и искушаемых мыслями о первенстве и власти. А ещё – несколько преданных женщин, служащих Христу. Силы очевидно неравные. Поэтому, по мнению внешних, и побеждают противники Иисусу.

Но евангельское чтение, которое мы сейчас слышим, даёт нам противоположное понимание этих событий. По словам Писания, мы видим, что Христос совершенно сознательно идёт на страсти. Он хорошо и в деталях знает всё, что должно с Ним произойти. И Он идет в Иерусалим, чтобы принять всё это, чтобы обнаружить полноту смирения перед волей Отца, чтобы принести Себя в жертву на кресте и отдать Свою жизнь ради жизни всех людей.

Для нас будущее всегда окутано мраком тайны. Хотя присуща человеку интуиция, способность делать выводы из жизненного опыта и предыдущей истории, могут в какой-то мере помочь нам прогнозировать будущее, но оно всегда остаётся прикрытым занавесом неизвестности. Христос имеет пророческое знание всего, что должно с Ним произойти. И потому он идёт вперед не так, как мы, что двигаемся в будущее как человек во тьме на неизвестной дороге. Он идёт с полным осознанием того, что Его ожидает, и принимает Свои страдания добровольно.

Ибо Он знает, что эти страдания – цена искупления человечества. Ради этого Он пришел в мир, ради этого воплотился и стал человеком – чтобы принять на Себя грехи мира, очистить их принесением Себя в жертву, омыть их собственной кровью.

Как апостолы отвечают на эти пророчества о страданиях и смерти? К сожалению, они проявляют человеческую бессознательность, быстро переходя от страха к мечтам о славе и власти. Христос идёт в Иерусалим, зная, что Его ждёт венец терновый и багряница пренебрежения. Апостолы полагают, что Мессия должна стать земным царем, принять венец власти и облечься в величие правителя. И потому просят во время этой воображаемой ими славы не забыть о них, а дать им места рядом.

Христос обличает их глупость и подчеркивает, что слава и величие Его служения имеют совершенно иную природу, чем земное владычество. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой – говорит Он апостолам. – И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за освобождение многих» (Мк. 10: 43-45).

Хотя все эти пророчества и события, о которых слышим сейчас из чтения евангельского, исторически уже осуществились в прошлом, однако их духовное значение остается навсегда актуальным. Ибо каждый новый человек, приходящий ко Христу, каждое новое поколение христиан проходит через подобные искушения и испытания. Две тысячи лет не утихают споры о первенстве, не угасает желание властвовать и покорять, а не служить и смиряться ради ближнего.

Для нас, как и для апостолов когда-то, будущее остаётся столь же скрытым пеленой тайны. И только наше доверие к Богу, следование за Ним, исполнение Его воли и смирение ради Него могут провести нас через испытания и искушения к духовной победе.

Эта победа непременно придёт, потому что правда всегда побеждает. Во время страстей Христовых казалось, что зло имеет силу, побеждает и торжествует, потому что обнаружило способность осудить и предать смерти Самого Сына Божия. Но в этой самонадеянности зла было его поражение. Его сила повернулась против него, потому что смерть Христова, как добровольно принятая, стала дверью к победе через воскресение.

Да, дорогие братья и сестры, есть и сейчас, и будет в будущем. Всякий раз, когда, кажется, что зло и неправда обладают большой силой – эта сила оборачивается против самого зла. Оно разоблачает и наказывает себя.

На наших глазах, будто в муках рождения происходит восстановление Украинской Церкви и обновление её великой святыни – обители преподобных отцов, Лавры Печерской в честь Успения Божией Матери. Господь сильных свергает с престолов и возносит смиренных. Господь освобождает закованных от страха, освобождает от заблуждения, даёт свободу.

Как и во времена страстей Христовых, и ныне не все хотят следовать истине, не все хотят быть свободными. Помните слова первосвященников, сказанные перед Пилатом: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19: 15)? Для них и народа кесарь и римляне были ненавистными оккупантами, религиозными врагами-язычниками. Но по ненависти к Христу, который оказался не таким Мессией, какого они ждали, Который не вписался в их каноны – тогдашние архиереи готовы были и языческому кесарю кланяться, отрекаясь от своего истинного Царя.

Так и сейчас мы видим среди наших православных братьев и сестер тех, кто готов и дальше чтить первосвященника самозванного «третьего Рима», который благословляет тамошнего кесаря убивать наш народ – лишь бы не признать, что они не правы. Они не хотят признать, что Бог дал Украине Поместную Церковь не по тем правилам, которые они сами для себя придумали. Что Бог разрушает стены между единоверцами, которые они так усердно десятилетиями строили. Что Богу не нужны внешние украшения, если сущность украшенного уподобляется разрисованной гробнице, красивой снаружи, а внутри – наполненной мертвыми костями.

Дорогие братья и сестры! Сейчас все мы не только свидетели, но и участники важных событий для Церкви и для нашего народа. В болях и страдании рождается новая Украина, утверждается наша свобода. Также обновляется и Поместная Церковь. Православную Украинскую Церковь чужестранцы так долго держали в ярме рабства, что многим кажется невозможным представить, как можно отвергнуть и «третий Рим», и его кесарей и первосвященников.

Но эти события налагают ответственность и на нас самих. Когда апостол Петр выхватил меч, чтобы им бороться против Христовых противников – Господь запретил ему это и даже исцелил раненого из числа пришедших арестовать Его.

Апостол Павел дает нам в этом же духе руководство: «Никому не воздайте злом за зло, но заботьтесь о добре перед всеми людьми. Если возможно, и зависит от вас, находитесь в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я отдам, говорит Господь. … Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 17-19, 21).

Поэтому, пользуясь этим случаем, я снова призываю всех наших верных и всех, кто желает добра Украинской Церкви, сохранять взвешенность, быть мудрыми, не прибегать к злым действиям даже ради цели. Враги Украины хотели бы разжечь среди нашего народа религиозное противостояние – мы же стремимся достичь взаимопонимания и церковного единства.

Именно поэтому, и это наша сознательная позиция и решения, мы терпеливо работаем ради мирного обновления украинской Лавры. Противники очень хотели бы подать события вокруг Лавры как межконфессиональную борьбу, выдать себя за мучеников. Но мы делаем все, от нас зависящее, чтобы их планы не осуществились.

Мы хотим освободить Лавру не от монахов или студентов учебного заведения, а от заблуждения русского мира и от служения чужеземному кесарю, которого доныне лаврские руководители боятся и уважают больше, чем Бога. Мы призываем всех, кто действительно любит и чтит Лавру – освободиться от оков русского мира и объединиться, вместе с нами строить единую Поместную Церковь, как это определено каноническим порядком и засвидетельствовано в Томосе об автокефалии.

Также хочу обратиться к общественности: осуждая «русский мир» не следует презирать святость самой Лавры – это наша духовная святыня, к которой следует относиться с уважением. Отвергая фанатизм приверженцев «русского мира» не следует прибегать к пренебрежению самой верой. Танцы во время поста у стен Лавры или другие подобные действия только способствуют врагам – не допускать такого.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы имеем духовную радость, ведь среди нас сослужит отец Авраамий, откликнувшийся на призыв к единству и которому поручено, как постриженнику обители Печерской, руководить её обновлением и быть во главе братии украинской Лавры. Мы верим, что с Божьей помощью братия нашей Печерской обители увеличится, а государство предоставит условия для их молитвы и монашеской жизни в стенах Лавры. Скоро мы объявим о том, когда и где в последующие недели будут служения в Лавре, поэтому прошу следить за сообщениями.

И да благословит Господь наш путь успехом, чтобы и вся Церковь наша, и наша святыня – обитель Печерская, хорошо выполняли свою миссию служения ради спасения душ человеческих.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

У представителей УПЦ (МП) из Десятинного монастыря был шанс спокойно переехать в другое место

После появления храма-МАФа на территории музея началось противостояние между его новым руководством и представителями Московского Патриархата. Сначала священники во главе...

Актуально