Пятница, 3 мая, 2024

Недоавтокефалия, или и вашим, и нашим – анализ устава УПЦ МП

Must Read

Архимандрит и богослов Кирилл Говорун опубликовал неофициальный устав УПЦ МП, изменения в которые были приняты на Соборе УПЦ МП 27 мая 2022 года.

Духовный Фронт Украины собрал все показания экспертов и внёс свои мнения по этому документу.

Следует признать, что в новом уставе УПЦ МП убраны почти все упоминания о Московском патриархате или русской православной Церкви. Однако в первом пункте она всё же есть. Также в УПЦ МП избегают слова автокефалия и не провозглашают себя таковыми.

Фото «неофициального» устава.

В разделе I пункте 1 сказано, что УПЦ «самостоятельно и независимо в своём управлении и устройстве в соответствии с Грамотой Патриарха Московского… Алексея II от 27 октября 1990 года». Именно в этой грамоте отмечено, что УПЦ МП соединена с мировым православием через Русскую Православную Церковь, что делает невозможным её «самостоятельность» и «независимость».

Вот фото этой грамоты, где об этом говорится (слова о том, что УПЦ соединена с другими Церквями через РПЦ подчеркнуты красным).

Вторая страница грамоты Патриарха РПЦ Алексия II от 1990 года.

Таким образом, хотя УПЦ МП и сделала определенные шаги к самостоятельности, она не провозгласила её, и побоялась самого слова «автокефалия». Со всем этим УПЦ МП теперь не должен брать благословения после избрания нового митрополита Киевского (предстоятеля УПЦ МП) от Москвы. Также убрали пункт, где УПЦ МП была названа «самоуправляемой частью РПЦ». Кроме того, высшим органом управления УПЦ МП теперь не поместный и архиерейский собор РПЦ, а Собор УПЦ МП и Собор епископов УПЦ МП и Священный Синод УПЦ МП.

Религиозные эксперты тоже согласны, что УПЦ МП это «недоавтокефалия» и что-то вроде РСФСР.

В частности, богослов и архимандрит Кирилл (Говорун) анализируя правки в устав, также сказал, что «не идёт речь о полноценной автокефалии».

«В итоге можно сказать, что речь идёт о технической, а не полноценной автокефалии. Новые нормы устава УПЦ не утверждают, но и не отрицают зависимость этой церкви от Москвы. Они прописаны так, что за ними возможны новые практики независимости, такие как поминовение предстоятелем УПЦ других предстоятелей и отсутствие утверждения Москвой новых предстоятелей УПЦ. Но по тем же новым нормам можно легко вернуться к практике зависимости от РПЦ, если обстоятельства будут позволять и будет воля священноначалия УПЦ. Для такого возвращения не нужны какие-либо дополнительные соборные решения. Именно в этом направлении будет работать Москва, чтобы нивелировать значение решений 27 мая», – отметил Говорун.

Фото: Варфоломей и Кирилл Говорун.

Архиепископ ПЦУ Евстратий (Зоря) уверен, что новые правки в уставе УПЦ МП указывают на принадлежность к РПЦ. Спикер ПЦУ сравнил УПЦ МП и РПЦ с РСФСР и СССР.

«Если неофициально изложенный в сеть текст измененного Устава УПЦ (МПвУ) – действительно идентичен, то указание в его первом пункте на «самостоятельность и независимость» в устройстве и управлении «в соответствии с Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексея II – это указание на принадлежность религиозного объединения УПЦ к РПЦ. Это примерно так, если бы в Конституции УССР записать кучу всего о «самостоятельности и независимости», но начать её словами: «УССР является самостоятельной и независимой в своём устройстве и управлении на основании Конституции СССР»», – написал 5 июня Евстратий (Зоря).

Он провёл исторические параллели с «Декларацией о государственном суверенитете» УССР 1990 года, похожей на решение собора УПЦ МП от 27 мая.

«Как и Декларация, только обозначала возможность достичь независимости, но не провозглашала её, так и здесь есть декларация, но до реальной независимости нужно ещё много пройти и поработать. Если будет желание», – подытожил Евстратий.

Фото: Религиозная, Правда.

Религиовед Александр Саган аналогичного мнения. Он, ссылаясь на раздел 1 пункт 1, обратил внимание на упоминание о грамоте Московского патриарха Алексия II, в которой УПЦ соединена с другими автокефальными церквями через РПЦ.

«Гениальное шествие – всё, что вычеркнуто, редакторы элегантно спрятали в этом приложении к пункту 1.1. Как говорили в советском анекдоте: на оклик «Стой, кто идет!», нужно отвечать – «Спокойно, уже никто никуда не идет». Становится понятным спокойствие Москвы (церковной и светской) – «никто никуда не идет»», – подчеркнул религиовед.

Он добавил, что в УПЦ МП сохраняет формулировки «соединенные через» РПЦ остаются.

Кроме того, Саган объяснил, что все эти уловки и виляния с уставом УПЦ МП преследуют цель блокировать переходы к ПЦУ, которых уже более 400 с начала полномасштабной войны.

«Для чего весь этот маскарад, спросите вы? А вы попробуйте теперь законодательно запретить УПЦ МП в Украине или переговорить клириков УПЦ МП на общем собрании религиозной общины. Как говорила моя бабушка – «такое уж верткое, что в ступе не попадешь»…», – пишет Александр Саган.

Он отметил, что норм действующего законодательства по внесению изменений в названия религиозных общин это творчество Собора УПЦ МП не касается. То есть, УПЦ МП всё равно попадает под закон о переименовании с уточнением в названии «Московского патриархата».

«В законе заложены три критерия определения принадлежности к зарубежному религиозному центру, которые эти изменения не смогут обхитрить. Но здесь другая беда – наша мазохистская власть, которая почему-то не считает нужным исполнять закон», – подытожил религиозный эксперт.

Итог:

УПЦ МП не провозгласила автокефалию и не оторвалась от Московской Православной Церкви, как это было заявлено в СМИ и некоторыми оптимистами из круга УПЦ МП. УПЦ МП продолжает быть соединена со всеми Автокефальными Церквами через РПЦ.

Также УПЦ МП внесла правки в устав, чтобы не попасть под действие законов о запрете церквей оккупанта и закона о переименовании и замедлить переходы в ПЦУ. В первом же пункте демонстративно сказано, что центр управления УПЦ МП находится в Киеве.

УПЦ МП сделала определенные шаги на пути к независимости своей Церкви, такие как прекращение поминовения Кирилла и смена высших руководящих органов, но эти шаги недостаточны для полного разрыва с кровавым Московским Патриархом Гундяевым, который еженедельно оправдывает российскую войну против Украины всё новой и новой ложью.

УПЦ МП для полной независимости от РПЦ должен забрать из своего устава упоминание грамоты патриарха РПЦ Алексия II от 1990 года. Однако подобная «автокефалия» все равно не будет признана в мировом православии. Дело в том, что автокефалию вправе предоставлять только Вселенский Патриарх, и он уже это сделал в 2019 году, предоставив Томос об автокефалии ПЦУ. Для УПЦ МП на пути к канонической автокефалии есть единственный канонический путь – это путь объединения с ПЦУ.

Выдумывать велосипед уже не нужно, и если в УПЦ МП действительно уважают правила Церкви, каноны и святое Предание, то они должны последовать Томосу ПЦУ, а, не нарушая церковный порядок создавать параллельную иерархию в Украине.

УПЦ МП умышленно не сожгла все мосты, чтобы можно было откатить всё назад, как было. Это свидетельствует о нерешительности стремления УПЦ МП к автокефальному статусу. Именно поэтому в РПЦ не расценивают решение собора УПЦ МП от 27 мая как автокефалию и отмечают грамоту Алексия II от 1990 года. После Собора в РПЦ заявили, что УПЦ МП от неё не отделилась, а подтвердила статус, предоставленный Москвой 30 лет назад, то есть статус соединения с другими через РПЦ.

Автор: Магистр Богословия, диакон ПЦУ Иван Петрущак.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В ПЦУ объяснили, почему каждый день Страстной недели называют Большой

Продолжается последняя неделя перед Пасхой – Страстная неделя или Большая. Она посвящена почитанию последних дней земной жизни Спасителя: Его...

Актуально