Воскресенье, 5 мая, 2024

От сопричастия к соучастию

Must Read

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Смерть Алексея Навального и необходимость противодействия тоталитарному режиму Владимира Путина и его войне с демократией». Документ охватил широкий круг вопросов. В частности, в нём осуждена доктрина «русского мира» и названо руководство Русской Православной Церкви и лично Патриарха Московского Кирилла соучастниками преступлений Путинского режима.

Об этом напоминает религиозная обозреватель Екатерина Щеткина в своей колонке на портале Зеркало Недели.

Эта резолюция стала своеобразным ответом на недавний «Приказ» Русского народного собора, возглавляемого Патриархом Кириллом. Документ, который не только с порнографической откровенностью обнажил и подчеркнул давно известные претензии РФ на все постсоветское пространство (и не только), но и заявил о «священном» характере этих претензий.

Концептуальная политическая дискуссия между Россией и Западом на третий год российско-украинской войны может показаться странной в Киеве. Оба документа откровенно грешат декларативностью: «Приказ» Российского народного собора может показаться весомым разве что в кабинете психиатра, резолюция ПАСЕ носит глубоко рекомендательный характер. Впрочем, юридически «невесомые» документы имеют одно преимущество — в них можно чётко обозначить свои политические позиции и хотя бы отчасти объяснить их мотивы.

Так, Российский народный собор «объяснил», каково место России в мире, каковы её намерения в отношении ближайших соседей (прежде всего Украины) и в отношении Запада. Документ вообще не отличался новизной идей, что нового мы можем узнать о «русском мире», «исторической роли России» или Московском Патриархате после 24 февраля 2022 года? Но он подвел риск под дискуссиями о политическом статусе Московского Патриархата и роли РПЦ в политике России (как ныне, так и в исторической ретроспективе). Риск оказался настолько жирным, что его стало видно даже из Брюсселя.

Роль и место РПЦ и «неоимпериалистической» доктрины «русского мира» удостоились отдельного параграфа в резолюции ПАСЕ, посвященной преступлениям Путинского режима, Президенту Путину и Алексею Навальному. Авторы резолюции отмечают, что «иерархи РПЦ МП, в частности, Патриарх Кирилл, пропагандируют идеологию «русского мира», провозглашая войну против Украины и «сатанинского» Запада «священной войной всех россиян»».

В документе акцентируют внимание на «злоупотреблении религией и искажении православной традиции режимом Владимира Путина и его доверенными лицами в иерархии Московского Патриархата». Ассамблея напомнила руководству РПЦ, что подстрекательство к агрессии, геноциду и военным преступлениям само по себе является преступлением. Учитывая это, ПАСЕ призывает все государства относиться к Патриарху Кириллу и российской православной иерархии как к соучастникам военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных во имя идеологии «русского мира».

Европе нужно отдать должное, — она долго сопротивлялась попыткам втянуть её в церковные и даже околоцерковные дискуссии. Я никого в этом не буду винить, — религиозные войны оставили на теле Европы очень глубокие шрамы, да и наша церковная ситуация совсем не так проста, как это кажется телезрителям «Марафона единых новостей». Но совершенно откровенное участие РПЦ в военной пропаганде и оккупации украинских территорий проломило барьеры секулярности, характерные для европейского политического дискурса.

Каким бы «легковесным» ни был статус резолюции ПАСЕ, он все же не является «невесомым». Формулировку этого документа можно использовать и воспринимать как рекомендации. В нашем случае тот факт, что доктрина «русского мира» получила официальную оценку как империалистическая и в общем-то преступная, является хорошим козырем. А признание РПЦ МП соучастницей преступлений режима — просто подарок украинским законодателям, которые никак не могут выпутаться из затруднительной ситуации вокруг законопроекта «О запрете УПЦ МП на территории Украины». На фоне и со ссылкой на резолюцию ПАСЕ формулировку этого законопроекта можно ужесточить и бить прямо в Московский Патриархат и его агентов в Украине, а не размывать цель туманными формулировками о «церквях с руководящим центром сами-знаете-где».

Однако первой и главной целью стоило бы сделать доктрину «русского мира» — это дало бы возможность подойти к церковному вопросу более подготовленными. Можно вместо следов в документах, побелить-покрасить табличку у входа, но содержание проповедей и публикаций, специфический набор литературы в церковной типографии или свечном магазине «замести» сложнее (а найти проще). Наши правоохранительные органы регулярно выявляют такие вещи, которые не имеют никакого значения как доказательства, поскольку доктрина «русского мира» осуждена у нас только молнией и медиа. Но не законом.

Может, теперь, когда даже ПАСЕ рекомендовала, и у нас — на третий год полномасштабной войны — дойдут руки до «русского мира»?

Это, к сожалению, не точно. Для такого решения необходима определенная политическая смелость и готовность рискнуть рейтингом. А это для нашей власти почти святотатство. Даже при том (или именно потому), что борьба с влиянием Московской церкви в Украине без осуждения доктрины «русского мира» очень усложнится и, скорее всего, будет малоэффективной. Просто потому, что русское православие является органической частью этой доктрины. О том, может ли не может российское православие быть деполитизированным, может ли оно не быть частью имперской доктрины и инструментом имперской политики, нам остаётся только догадываться.

К сожалению, история ни разу не давала нам шанса увидеть это деполитизированное, очищенное от национального мессианства российское православие в реальности. Даже величайшие мечтатели о «чистом русском православии» ассоциируют его с туманным «прекрасной России будущего». Интересно, что даже документ ПАСЕ отчасти перекликается с этой идеей: оценка деятельности РПЦ и её руководства изложена в контексте резолюции относительно Навального. Дело в том, что Алексей Навальный стал культовой фигурой для русских православных либералов. Примерным православным верующим, мучеником и праведником, через которого «все спасемся» — и русское православие, и «прекрасная Россия будущего», и, конечно, ее церковь, к которой принадлежат хорошие.ру. Очень русский взгляд на преступление и искупление. Классически литературный.

Вопрос об искуплении, впрочем, и для нас непрост. Следует, наверное, напомнить о том, что руководство УПЦ МП на протяжении десятков лет было частью руководства РПЦ — теперь обвиняемого в преступлениях против Украины, причастного к преступлениям против человечности. Интересно, что думает и как чувствует себя по этому поводу «святой старец» Митрополит Онуфрий? Ведь он только после начала полномасштабной войны — то есть чуть больше двух лет назад — отказался от места «второго человека» в РПЦ. А перед этим за восемь лет войны преданно служил живым воплощением единства «триединой РПЦ» и всей «Святой Руси», молчаливо поддерживал миф о «гражданском конфликте» и не делал ничего, чтобы его «святая церковь» не превратилась в соучастника военных преступлений.

То же касается и других Епископов УПЦ МП, которые послушно съезжались на заседание Архиерейских соборов РПЦ в Москву — участвовали, голосовали, подписывали. Те отцы и пропагандисты «единства», которые сотрудничали с преступным — уже тогда, за много лет до резолюции ПАСЕ, до полномасштабного вторжения и «расчехления» Московского Патриархата — режимом. И главный вопрос: какая мера ответственности лежит (и, кажется, ничуть не давит) на их душах?

Судя по всему, они не испытывают ни обузы, ни какой-либо ответственности. Окрепшими голосами они спрашивают: “А нас за что?” и разносят миром ламентации о «гонении на веру в Украине». В течение тридцати лет священноначалия клирики и миряне УПЦ МП сознательно или бессознательно, намеренно или ошибочно поддерживали своё руководство и руководство РПЦ, вели свою церковь путём преступления. Теперь многие из них платят за эту ошибку (если это была ошибка) по наибольшему счёту — разбитыми и потерянными жизнями родных и близких. Но без осознания ошибки никакие жертвы не приведут к пониманию, тем более к раскаянию. А значит, не помогут предотвратить такую же ошибку в будущем.

Если вопрос ответственности за участие в развитии «русского мира», в поддержке и распространении идей, оказавшихся людоедскими, нельзя решить в моральном поле, очевидно, нужно вводить для него юридические рамки. Иначе мы никогда не выберемся из «русского мира» даже с помощью всего «коллективного Запада».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Мобилизация на ТОТ: в Мариуполе оккупанты развернули специальные палатки. ФОТО

В оккупированном Мариуполе захватчики развернули пункты «кроткой мобилизации» – палатки с пометкой «армия России». Об этом сообщил городской совет...

Актуально