Пятница, 3 мая, 2024

Отношение РПЦ к УПЦ (МП): Манипуляция, контроль и поглощение. Часть II

Must Read

Мы продолжаем анализировать взаимоотношения РПЦ и его части в Украине. В предыдущей части была кратко охарактеризована история отношений упомянутых религиозных организаций, в этой же части опишем именно отношение РПЦ к её «дочерней» церкви.

Как уже упоминалось ранее, Москва не хотела отпускать Украину из своего влияния, а создала лишь иллюзию самостоятельности и независимости своей части в Украине, которую назвала «Украинская православная церковь». Однако на самом деле под этим названием была скрыта совокупность епархий РПЦ в Украине. Именно так её воспринимали во всём мировом православии.

Даже по действиям РПЦ было понятно, что любая украинская самостоятельность и независимость завершались тогда, когда украинская часть РПЦ делала смелые, но не согласованные с Москвой шаги, то есть становилась самостоятельной не на бумаге, а на деле.

Например, мы уже упоминали Поместный Собор УПЦ 1991 года, когда Украина попросила полной независимости. Однако такие решительные шаги были отвергнуты Москвой и завершились созывом, так называемого Харьковского собора, на котором был сохранен существующий статус и наказан главный виновник. Напомним, что это собрание, вопреки тогдашнему уставу УПЦ и известной Грамоте, состоялось по благословению Московского Патриарха и российского синода, которые согласно указанным документам, не имели никакой власти над УПЦ. То есть произошло с грубым нарушением канонов. Однако такое нарушение совсем не волновало священноначалие русской церкви.

Можно долго обсуждать вопрос, почему Москва так себя вела. Но, отвергнув всякие мантры о защите каноничности и тому подобное, можно с уверенностью сказать, что сама церковная Москва никогда всерьез не воспринимала эту украинскую «самостоятельность и независимость», которую же сама и дарила. Все было создано только для очковтирательства и манипуляции сознанием простых верующих, которых к тому же запугивали рассказами и пророчествами о страшных раскольниках.

Таким образом, с одной стороны, РПЦ содержала простых, но доверчивых украинцев, а с другой – боролась с раскольниками и тем самым пыталась сдерживать УГКЦ (но это уже совсем другая история). Они были уверены в своей скорой победе и в том, что все, кто «играются в церковную независимость» – поиграют и вернутся к ним. Ибо другого выхода нет.

Всему этому способствовала и внешне церковная ситуация. В РПЦ были убеждены в слабости Константинополя, который, как им казалось, никогда бы не решился влезть в украинский вопрос и всячески выполнял бы то, что решили в Даниловом монастыре или Чистом переулке. Поэтому они и отвергали или намеренно заводили в тупик все попытки Вселенского Патриархата восстановить единство украинского православия.

Кроме этого, как показала нынешняя ситуация, в РПЦ были уверены и в будущем поглощении Украины Россией, для которого русские церковники приложили немало усилий. Выявлены многочисленные случаи церковного коллаборационизма и большое количество агитматериалов и шовинистической литературы, которую нашли во время обысков у иерархов УПЦ МП – яркое тому подтверждение.

Это, собственно, основные принципы, на которых основывалось отношение РПЦ к своей части в Украине. Всех их усиливала и сложная внутренняя политическая ситуация в нашем государстве. Своеобразная неопределенность, постоянные политические конфликты, происходившие на фоне помпезных приездов Гундяева – все это только утверждало церковную и светскую Москву в своей правоте и скорой победе.

Однако после 2014 года, а именно Революции Достоинства, все эти убеждения РПЦ сильно пошатнулись, а после образования ПЦУ и получения Томоса начали потихоньку трещать по швам. Впрочем, сама РПЦ, несмотря на все эти обстоятельства, продолжила тогда и продолжает до сих пор свою политику в отношении Украины. Она не то что не способна, она просто не хочет отпускать Украину.

К слову, она готова разорвать отношения со всем православным миром, как это случилось со всеми Церквями, признавшими ПЦУ, но ни за что не готова отпустить Украину. И поэтому нынешнюю полномасштабную и открытую российскую агрессию она одобряет и поддерживает, ведь, как отмечалось в предыдущих наших публикациях, в этой войне РПЦ заинтересована не меньше, чем сам Кремль.

Хотя эта война целиком и устраивает РПЦ, но она довольно сильно вредит её части в Украине. Ведь под постоянными обстрелами сохранять единство с Москвой – абсурд. Поэтому как в РПЦ, так и в УПЦ (в единстве с МП) были вынуждены производить новую модель соотношения. Вероятно, если бы так называемая спецоперация пошла по «плану», то долго придумывать ничего не пришлось бы. Русская церковь просто поглотила бы всю Украинскую, о чем мы уже писали в предыдущем материале.

Впрочем, всё сложилось не так, как на это надеялись в высоких кабинетах Московского Кремля и патриаршего монастыря Даниила. Поэтому возник так называемый Собор в Феофании, который провела УПЦ МП в мае прошлого года, на котором якобы были полностью разорваны все связи с Москвой. О нём более подробно расскажем в следующей части.

Здесь же сосредоточимся на реакции РПЦ на это собрание. Какой она была? А практически никакой. Российский синод только помахал пальчиком и напомнил, что все уставные документы следует согласовывать с ним. Впрочем, никаких наказаний, и тем более анафем, ни одному из организаторов не последовало.

Почему же не были наложены никакие канонические санкции на церковных бунтарей? С одной стороны этому мешает нынешняя политическая ситуация. Логично, что Московский синод или даже целый собор может принять ряд наказаний, однако он никак не сможет воплотить их в жизнь.

С другой стороны, какого-либо резонансного решения на самом Феофановском соборе принято не было. Ведь автокефалию никто не провозглашал, а фактически Собор получил старенькую Грамоту Алексия II, сдул с неё пыль и прочёл неизменный текст по-новому. Фактически УПЦ МП действовала по принципу: то, что не запрещено – разрешено.

Ещё с другой стороны, РПЦ может даже похвалить свой филиал за этот собор. Ведь одним из его решений было право епархий на самоопределение, которым сейчас больше всего пользуется церковная Москва, аннексируя украинские епархии. Фактически это и есть своеобразное наказание и сигнал для руководства УПЦ (в единстве с МП) играть, но не заигрываться.

Также нет никакой гневной реакции от РПЦ на тот факт, что Киевский Митрополит уже более полутора лет не посещает Московские Синоды. И так же никакой существенной реакции не вызвало и мировоззрение и освящение святого мира. И всё это заставляет задуматься, не согласованы ли все эти действия УПЦ МП с РПЦ. Напомним, что Москва довольно резко реагирует на любые случаи самостоятельности.

Пока реакция довольно сдержанна. Однако, как эту реакцию воспринимают в самой УПЦ (в единстве с МП) и как трансформировались их отношения к самой РПЦ, мы расскажем в следующей части…

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Предстоятель ПЦУ освятил пасхальные куличи и передал их украинским воинам

Митрополит Епифаний 2 мая 2024 года освятил во дворе Свято-Михайловского Златоверхого собора пасхальные пасхи, которые отправятся к украинским защитникам. Об...

Актуально