Вторник, 30 апреля, 2024

Почему Онуфрий на Соборе в Феофании не объявил автокефалию и уже не сможет этого сделать

Must Read

Мнения священника Украинской православной Церкви (в единстве с Московским Патриархатом) о ситуации, которая сложилась вокруг УПЦ (МП), в частности, её статуса и возможности провозглашения автокефалии.

То, через что сейчас проходит Украинская Православная Церковь напоминает настоящую утопию, каждый видит, что происходит вокруг, кто через новости, а кто – своими глазами. Ситуация на западной части Украины, противостояние вокруг Лавры, стычки, аресты людей, провокации. Верующие стоят насмерть, полагая, что это всё за Христа, что это всё современные гонения, и они не только сами думают, но ещё и потому, что есть такое негласное указание сверху. Духовенство должно очень осторожно и осторожно рассказывать людям, что надвигаются новые современные гонения от власти, одновременно теперь и безбожная и нечестивая и сатанинская и прозападная и проамериканская и другие синонимические прилагательные. И всё это не обязательно делать на проповеди, ведь важна осторожность и тактичность.

Есть понятие об оправданности подвига. Например, так называемый подвиг российских оккупантов не оправдан, а вот подвиг украинских защитников оправдан полностью. И те и другие в своём подвиге рискуют жизнью, а вопрос об оправдании подвига лежит в плоскости, прежде всего цели. Одни гибнут как фашисты без славы и чести, пытаясь оккупировать, уничтожить и убить, а другие гибнут как герои ради того, чтобы защитить, спасти и предотвратить. А теперь вопрос – можно ли такое нынешнее “исповедничество” называть гонениями за Христа? Может ли это все-таки напрасные страдания из-за неправильных действий определенных лиц? А вообще, можно ли было как-то предотвратить это всё? Действительно ли все эти страдания и притеснения о Христе? Вы можете возразить, мол, за Христа почти никогда не гнали напрямую, всегда искали какой-то надуманный повод и расправлялись. Да, действительно, повод искали почти всегда. Но почему его искали? Верно! Потому что человек веровал во Христа, потому и повод всегда находился. Почему УПЦ “гонят” сегодня? Потому что УПЦ имеет латентную каноническую связь с Московским Патриархатом и не хочет этого признавать и что-то с этим делать. Можно ли было УПЦ предотвратить страдания или она была обречена на “гонку”?

С момента полномасштабного вторжения России прошло 9 месяцев до того момента, когда власти начали заниматься церковным вопросом. Возможно, ли как-то предотвратить это вмешательство власти? Да. Но этого сделано не было, поэтому, как говорится, есть, что имеем. Ужасное вооруженное нападение России на Украину показало настоящее лицо агрессора. Поддержка этой войны руководством РПЦ в лице её Предстоятеля и представителей показали подлинную сущность и предназначение Русской Церкви – обслуживание интересов власти. С такой церковью не хочется иметь никаких канонических связей. Их нужно было прервать полноценно и окончательно, а этого за 9 месяцев сделано, к сожалению, не было. УПЦ не разорвала связи с РПЦ, а просто отмежевалась. Что такое отмежеваться это пойти в отдельную комнату, но всё равно жить под одной крышей.

Как некоторые ошибочно полагают, целью власти было поглощение УПЦ Православной Церковью Украины. Но не это требовалось власти и обществу, им нужно было только главным образом две вещи: первое – это решительное, однозначное и не размытое осуждение России, их Президента, Армии, Церкви и Патриарха; второе – это полноценное расторжение канонической связи с РПЦ. Достичь последнего можно было только двумя способами. Первый заключался в диалоге с ПЦУ, но поскольку такой способ неприемлем для большинства духовенства и верующих УПЦ, то остался только другой единственный вариант – это самопровозглашение автокефалии и разосланные мирные грамоты Предстоятелям Поместных Церквей.

Почему же на соборе в Феофании не было провозглашено автокефалию УПЦ и почему такой вариант невозможен в дальнейшем? Всё дело, главным образом, в признании. Если УПЦ признают, то она будет считаться автокефальной, но если её никто не признает, тогда это уже будет настоящий раскол, поскольку от РПЦ “церкви-матери” УПЦ уже отделилась, а признания в мировом православии нет, поэтому получится некая каноническая изоляция. Это будет уже та ситуация, в которой оказался митр. Филарет в начале 90-х. Получится, что клеймили 30 лет, а теперь сами наступили на эти же грабли.

Почему вопрос признания болезненный для УПЦ? Потому что точно известно, кто точно не признает автокефалию УПЦ, а в отношении других – непонятная тайна, как русская рулетка – признают или нет?

Кто бы однозначно не признал бы автокефалию УПЦ? Это очень легко узнать. В Православной Церкви есть два вида диптиха – Константинопольского Патриархата и Московского Патриархата. Оба представляют собой перечень 15-ти автокефальных церквей, однако, между ними два отличия. Первое отличие состоит в разном порядке расположения шести церквей (6, 7, 8, 9, 12, 13). Второе отличие более существенно и заключается в вопросе 15-й церкви. Для Константинопольского Патриархата  это место занимает ПЦУ, которой Вселенский Патриарх Варфоломей предоставил Томос об автокефалии в 2019 году. В Московском диптихе на 15-м месте находится Православная Церковь Америки, которой Москва предоставила автокефалию в 1970 году. А теперь о признании Автокефалий ПЦУ и ПЦА:

– Автокефалию ПЦУ за 4 года пока признали всего 4 церкви, это: Константинопольская, Александрийская, Кипрская и Элладская.

– Автокефалию ПЦА за 53 года признали всего 5 церквей: Русская, Грузинская, Болгарская, Польская и Чехословацкая.

Итак, мы находим две группы церквей: одна группа поддерживает решение Вселенского Патриархата, другая поддержит решение Московского Патриархата. Как мы видим, эти группы между собой не пересекаются и это не удивительно. То есть, из 14-ти церквей – девять уже определились в своих взглядах кого они поддерживают, и какую церковь признают 15-й автокефальной. Но ни одна из этих групп не сможет признать УПЦ, поскольку Константинопольская группа уже признала в Украине одну Церковь, а Московская группа также не признает УПЦ, потому что поддерживает решение Москвы. А последняя ни в коем случае этого не сделает, поскольку и власть не позволит, и сами не захотят признавать, что Киев канонически больше им не пренадлежит.

Итак, в вопросе признания ПЦУ и ПЦА, то есть в вопросе поддержки Константинополя или Москвы из 14 церквей официально не определились только пять церквей, это: Антиохийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская и Албанская. Относительно этих церквей мы не будем даже говорить о таких факторах как получение мира части этих церквей от Константинополя, о войне России в Сирии, русских паломников и имуществе в Израиле, строительство собора св. Саввы в Белграде за российские средства и другие факторы. Эти факторы, конечно, имеют цену, но небольшую. Большое значение для каждой из этих официально неопределенных церквей имеет осознание того, что в случае признания УПЦ автокефальной и помещением её на 15 место вместо ПЦУ или ПЦА – этим поступком церковь очень сильно испортит отношения и с Константинополем и с Москвой одновременно. Сочувствовать, поддерживать морально, гуманитарно, молитвенно, посылать письма – это одно дело, а вот признать автокефалию УПЦ – это кардинально другое дело. Вероятность 99%, что на такой шаг никто не отважится. Но если случится чудо и УПЦ хоть кто-то признает, то нужно как раз все пять признаний, чтобы обойти ПЦУ или хотя бы четыре, чтобы, по крайней мере, сравняться. Если будет три признания или меньше, то получится, что УПЦ проиграла ПЦУ в честном поединке.

Именно поэтому УПЦ и не провозгласила автокефалию на соборе в Феофании. Именно поэтому она этого и не сможет сделать,  потому что боится одного из двух зол. Либо оказаться в расколе по непризнанию (что более вероятно), либо опозориться из-за количественного проигрыша ПЦУ в признании, что станет для последних показателем значительного преимущества. Об этом хорошо знали на соборе и, несмотря на все риски, на страшную войну – всё равно решили не рисковать, чтобы не опозориться. Решили всё же не разрывать каноническую связь с РПЦ, потому что боялись большего риска в виде провозглашения автокефалии и дальнейшего фиаско. О диалоге с ПЦУ речи даже не шло. Поэтому просто сделали свою связь с РПЦ скрытым, и, соответственно, поэтому наши 10 вопросов относительно нынешнего статуса УПЦ ожидаемо проигнорировали, потому что ответить по сути нечего.

Нам сейчас сознательно забивают голову такими понятиями как: самостоятельное избрание Епископов, мировоззрение, заграничные приходы, поминовение Митрополитом Онуфрием Предстоятелей церквей по диптиху (по Московскому, кстати) и прочее, чтобы уделить внимание главному признаку автокефалии. А самый главный признак автокефалии, это признание другими церквями, а такое признание пока невозможно, потому что не было в другие церкви запросов о признании в виде разосланных мирных грамот. Когда хотя бы один из Предстоятелей церквей помянет Митрополита Онуфрия в качестве Митрополита Киевского и всей Украины, тогда и будет речь об автокефалии УПЦ. А до сих пор УПЦ не может быть автокефальной церковью, потому что ни у кого не просила для себя признание в таком статусе. Таких понятий как “самостоятельная” и “независимая” в церковном праве не существует, это обычные манипуляции.

Есть только три статуса церкви: экзархат, автономия и автокефалия. Последний вариант сразу отпадает. Какие ещё варианты? УПЦ не была даже автономией в составе РПЦ, например Японская Православная Церковь. Понятия церкви “самоуправляемой с правами широкой автономии” также не существует. Такой интересный “статус” представляет собой нечто среднее между экзархатом и автономией, одновременно, не будучи ни тем, ни другим.

О недавнем Мироварении и говорить нечего – здесь всё хорошо объяснил ученый секретарь КГАиС Архимандрит Митрофан (Божко) в своей недавней статье под названием “К истории мировоззрения в Киевской Митрополии”. Там он в заключении хорошо отметил: “Исторически мировоззрение никоим образом не было связано со статусом автокефалии, которого Киев никогда не имел”. Этим собственно всё сказано, нечего добавить.

Кстати, поминовение Митрополитом Онуфрием предстоятелей церквей по диптиху убивает сразу двух зайцев. Во-первых, выступает вроде бы признаком автокефальности; во-вторых, даёт возможность не очень заметно поминать Патриарха Кирилла, потому что если Митрополит Онуфрий не будет поминать его хотя бы так, это уже будет однозначно раскол. Другие предстоятели, как бы это досадно ни звучало, служат в качестве маскировки для более или менее спокойного и не очень заметного поминовения Московского Патриарха. Все в УПЦ поминают Митрополита Онуфрия, а последний в свою очередь, поминает Патриарха Кирилла. Поэтому всё равно каждый приход УПЦ имеет связь с Московским Патриархом.

Итак, исходя из всего вышеупомянутого, получается, что УПЦ сейчас либо в расколе, либо “самостоятельная и независимая” в составе РПЦ. И что с этим делать дальше? За что страдают, каждый день люди на западной части Украины? Сколько ещё можно взимать людей под Лавру? Сколько ещё нужно стычек? Сколько ещё предстоит арестовать детей-семинаристов, чтобы понять, что всё это бесполезно? Разве все эти страдания за Христа? Может всё же нужно выбрать другой путь? Сколько бы УПЦ не помогла фронту, военным, больницам, переселенцам – это всё равно не поможет, никто не поверит. Почему? Потому что это всё хоть и хорошо, но именно от УПЦ не это нужно в первую очередь и власти и людям, а совсем другое.

Нужно просто отречься от всех связей с Москвой. Не заставляет никто УПЦ Христа отрекаться. Не является Патриарх Московский Христом, его не страшно отрекаться, наоборот – очень правильно и полезно душе и стране.

Зачем из-под поврежденной трубы постоянно выносить вёдра, если проще всё починить и горя не знать? Где логика? Эти так называемые гонения не закончатся, пока руководство УПЦ не поймет, наконец, своих ошибок и не начнёт правильно действовать. Вспомните хотя бы о Навуходоносоре. Также вспомните, что мученикам Господь давал благодать во время страданий именно потому, что они страдали именно за Него, а УПЦ сейчас и её верующие страдают исключительно из-за нежелания руководства признавать ошибки и делать выводы. Как долго это должно продолжаться? Сколько потерь нужно? Зачем создавать оккупантам картинку и давать оправдание их преступлениям? Если даже поздно сейчас, то это не значит, что невозможно вообще. Никогда не бывает поздно. Подумайте об этом…

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Си Цзиньпин собирается вбить клин между Европой и США, – Bloomberg

Визит президента Китая Си Цзиньпина во Францию, Сербию и Венгрию должен показать, что Пекин может предложить ЕС гораздо больше,...

Актуально