Понедельник, 29 апреля, 2024

Поза жертвы, «ложная» грамота и крестные ходы: манипуляции «УПЦ» вроде бы не Московского Патриархата

Must Read

Три показательные истории о том, как УПЦ вроде бы не Московского Патриархата манипулирует общественным мнением

На днях на Фейсбуке появилось сенсационное объявление от вроде бы проукраинского и вроде бы авторитетного священника УПЦ МП/НЭП Серафима Панкратова.

После майского собора в Феофании эта церковь заявила о своём разрыве с Москвой и провозглашает себя УПЦ не Московского Патриархата.

Архимандрит Серафим Панкратов заявил, что власти вместе с Православной Церковью Украины готовят «захват» Ахтырского монастыря (Сумщина) и хотят выставить и его, и старых монахинь на улицу.

Автору этих строк обвинение показалось крайне абсурдным. Во-первых, Епископ ПЦУ на Сумщине – человек глубоко верующий. К строкам из его биографии: он пришел в Церковь пожилым и небедным, пожертвовал всё своё состояние на строительство храмов на тот момент Киевского Патриархата. Он не кормился из рук Московских братьев, практиковавших многочисленные представители духовенства из той же Сумщины. Он отдал всё на украинскую церковь. Поэтому представить, что такой человек будет выставлять пожилых монахинь на улицу, было очень, невероятно.

На следующий день я позвонила по телефону епископу ПЦУ Мефодию и расспросила его о сути ситуации. Он был поражен не меньше меня. И вскоре на официальном сайте было напечатано объявление, дезавуировавшее подозрения. Мол, никто монастырь не отнимает. В местной епархии ПЦУ мне также рассказали, что на самом деле в начале войны к ним обратился сам Серафим Панкратов, который предложил встречу главе епархии, много говорил о диалоге, и о возможности присоединиться к ПЦУ. Правда, задал такой вопрос, мол, можно ли я неформально, душой, буду с вами, но по документам – в УПЦ МП? Ибо одна монахиня у меня проукраинская, а другая не готова присоединиться. Пересказываю разговор своими словами, как его поняла. «Э, нет, брат, – ответили архимандриту из МП, – давай придёшь, когда будешь готов, потому что душой с нами, а документами из МП – так не по-человечески».

Ну, простим отцу архимандриту такие маневры, тем более что через несколько дней он написал опровержение, мол, не так понял, никто монастырь не будет отнимать. Опровержение появилось, но осадок остался. Как, собственно, и некоторые вопросы. Например. Свято-Троицкий монастырь – мужской. Откуда там взялись монахини? В процессе моих поисков я узнала, что монахини преспокойно жили в обустроенной неподалеку обители в селе Журавное. В Свято-Троицком монастыре жили монахи-мужчины. Но в начале войны мужчины вместе с настоятелем срочно уехали. Почему уехали?

Дальше пересказываю слухи. По одним данным, 93-я бригада нашла там (под монастырем находятся большие пещеры) оружие и передала его, и монахов специальным органам. После «плодотворных переговоров» со специальными органами монахи якобы решили уехать с насиженных мест.

По другим данным, никакого оружия не было, и они уехали, потому что просто хотят переждать на западе Украины тяжелые времена. Хотя, казалось бы, беглый наместник монастыря Симеон Гагатик, переводчик с греческого, работы которого постоянно публиковал сайт РПЦ и подхваливала Москва, не должен был бояться встречи с Творцом. Он Митрополит Климент ПЦУ даже в Крыму остаётся. Я, говорит, ни престол, ни верующих не покину. Но эта братия покинула и престол, и верующих. И почему-то не возвращается. Почему?

Говорят, что монастырь на протяжении марта резвился, его даже предлагали занять ПЦУ. А дальше (собственная гипотеза), чтобы сохранить великий монастырь XVII века, Киевский офис Московского Патриархата переселяет туда двух монахинь (по некоторым данным, уже четырёх) с Архимандритом Серафимом Панкратовым, ещё недавно желавшим быть «душой к ПЦУ, но формально в МП». А как только община начинает выражать недовольство, отец Серафим начинает скорбно объявлять о том, что их выставляют на улицу. Хотя, будем откровенны, это не совсем улица, это хорошо оборудованные помещения в нескольких километрах от Ахтырки. На самом деле это была (заведомо или нет), но блестящая операция под названием сохранить помещение монастыря XVII века по конкретной конфессии.

До сих пор неизвестно, где сейчас беглые монахи.

Эта история напоминает мне ещё один маневр типа не Московского Патриархата. Когда они решают объявить вдруг собрание какой-то религиозной общины, пригласить только своих и принять решение о верности своему настоятелю и предстоятелю. Обезопаситься, таким образом от дальнейшего реального собрания, где будет вся община, и будет голосовать ещё кто-то, кроме фанатов пророссийского настоятеля.

Кроме того, эта ситуация очень напоминает ещё одну. В начале августа у медиа появилось датированное ещё мартом письмо местного сумского Епископа Евлогия, в котором сумской Митрополит обращается к Кириллу «со словами покаяния» за то, что его перестали поминать. Своё решение о прекращении поминовения Патриарха Московского во время богослужений Митрополит объяснил «сильным стрессом и душевным волнением» из-за активных боевых действий на территории его епархии.

Митрополит Евлогий уверял Московского Патриарха в том, что отказ вспоминать его во время богослужений был «временной вынужденной мерой», чтобы не допустить «падения в раскол» духовенства и прихожан Сумской епархии. После обнародования Евлогий поспешил публично заявить, что это фейк, что он вторым официальным письмом подтвердил это решение и направил письмо Кириллу. И это поминовение-не поминание, переписка-не переписка, выкручивание церковного генерала Московского Патриархата внушает печальные мысли. Я не верю, что в первые дни войны, когда Сумы бомбили и враг был близко, кто-то творил письма-фейки против Евлогии. В то же время знаю, что именно тогда украинские хакеры сломали имейл центрального офиса патриархии РПЦ (не оттуда ли письмо?). И в этой ситуации, на примере письма, я вижу, как тяжело и почти невозможно церковному генералитету МП избавиться от духовного рабства. Ибо, зачем ему вообще отчитываться перед патриархом и извиняться за то, что «больше не поминаем», если его предстоятель не в Москве, а в Киеве, и Онуфрий действительно «независим».

Кстати, помните, как реагирует на все перипетии Патриарх Кирилл? Мол, это все вынужденное лицемерие УПЦ МП, страдающей «хунтой».

Кроме модели, как сохранить за Московским Патриархатом стены (а именно помещение монастыря, как в ситуации, описанной выше), есть примеры того, как МП пытается восстановить репутацию. Вы знаете, что в 2014 году были случаи, когда МП отказывался хоронить бойцов? Если вы откроете сайты УПЦ МП сегодня, вы увидите кардинальный разворот: уже хоронят бойцов. И иногда сообщают о том, что это делают целые епархии. Но есть нюансы. Иногда Московский патриархат в городе просто навязывает себя при таких службах. То есть приходит и объявляет, что будет присутствовать. Не будут же родные ссориться. Пусть тоже отпевают.

Но действительно, мы все являемся гражданами одной страны. В общем, можно было бы утешиться, если бы конфессия с большим количеством духовенства наконец-то избрала путь духовной независимости, признала украинскую идею и право Украины решать судьбу, воевать и побеждать за неё. Но, как уже предупреждалось, эта эволюция не сопровождалась покаянием или признанием ошибок. Поэтому в некоторых случаях это отпевание выглядит просто симуляцией, а украинство – вынужденной мерой.

Или, как говорит Патриарх Кирилл, вынужденным лицемерием, правда, по отношению к Украине.

Иначе как понять, что одни клирики УПЦ не МП чуть ли не на мерседесах въезжают на панихиды по погибшим ВСУ, а другие МП-шники по-прежнему советуют мамам погибших бойцов молиться за российское войско, потому что у нас, мол, спецоперация!!! Или другой маме, потерявшей ребенка, говорят, что это ему – за грехи. То есть смерть ребенка из ВСУ – это не большая жертва, не ребенок – мученик за родных и страну (как должен был говорить священник), а наказание за грехи.

И как бы власти ни пытались тянуть МП в патриоты, имитация очищения – не является очищением. Сначала было Слово, как ни крути. И новая, МП (если это действительно обновление, а не внешний ребрендинг) не может начаться без раскаяния за старые грехи.

И, наконец, третья ситуация. Внешне она не похожа на манипуляцию. Недавно в условиях абсолютного общественного раздражения состоялось Крестное шествие верующих УПЦ МП/НЭП. Паломники шли из Хмельнитчины в Почаев.

Я с уважением отношусь к желанию Московского Патриархата совершать крестные ходы. Они делают их уже более полутора десятков лет, и паломничество – это легитимный вид духовной работы. Хотя есть священники, которые убеждены, что в виде шествия – «постсоветский новодел массовой церковной субкультуры русского извода».

Ни Церковный Устав, ни история Церкви, ни древние религиозные обычаи не знают такого явления. В христианской традиции паломничество – духовная практика, которую завершали индивидуально или небольшими группами», – считает известный священник ПЦУ Виктор Мартыненко.

Отец Виктор перечислил, с какими «баннерами» шли на этот раз паломники: «Демонстранты несли псевдоикону, которую называют «Взбранной Воеводе победительная», и изображение семьи бывшего последнего русского царя… Матерь Божью наряжают в золотоордынский шлём и кольчугу… Там есть всё и «Андрей Боголюбский» и «духовник Патриарха Кирилла старец Илий Ноздрин», и «освобождение Крыма в 2014», и «восстановление империи». Такой плакат несут летом 2022-го по сёлам и городам Подолья, Волыни и Галичины! Если недалекие и замоленные старушки, может, и не знают, что они несут на тех транспарантах, уверен, – попы знают. «Иконография» Богоматери в кольчуге бросается в глаза… Подобная ситуация с патологической любовью одурманенных политическим православием душ до последнего русского царя. В то время, когда в самой России среди духовенства было и много противников его канонизации, наши кликуши носятся с его портретами и рисуют их в украинских церквях».

Эта третья ситуация свидетельствует о том, как религиозность и благочестие простых людей используют для создания картинки массовости, демонстраций «гонений» и продвижения нарративов агрессора.

Первые фидбеки из Почаева уже пришли. Часть паломников уехала из монастыря, даже не дождавшись воскресной литургии (а это было Успение, один из самых больших праздников), что говорит об определенной нерелигиозной мотивированной части колонны. Ибо религиозные люди, пройдя богомолье, не пропустят службу Божию на Успение. А другие стали рассказывать, как их ненавидели всю дорогу местные.

Послесловие

Похоже, что власти отказались от идеи запрета УПЦ МП, выбрав путь ребрендинга и фактической консервации ситуации. Но даже при том, что украинские «церковные» чиновники избрали путь «не трогайте МП, потому что они сделают нам православный джихад», то европейские лидеры открыто заявляют о том, что Патриарх Кирилл откровенно поддержал российскую агрессию. Такие слова прозвучали от президента Германии Франко-Вальтера Штайнмайера на открытии одиннадцатой пленарной ассамблеи Всемирного совета церквей. Украинские власти также пытаются ввести санкции против Кирилла. В предложенном украинском Кабмине для санкций списке, кроме Кирилла, ещё семь представителей Московского Патриархата. Похвально, если активы Кирилла действительно будут реквизированы в пользу государства. Но это не снимает другой задачи – принимать решения по «духовному наследию РПЦ» и главным и активным её носителям, последствиям работы этих носителей и провайдеров. А это уже гораздо сложнее.

Автор: Лана Самохвалова, Укринформ.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В России следователи агитируют обвиняемых идти на войну в Украине

В России сотрудники следствия предлагают заключать обвиняемым контракты, чтобы те могли отправиться на войну в Украину вместо колонии. Правоохранители во...

Актуально