Понедельник, 6 мая, 2024

Праздник Сретение – это призыв к каждому встретить Сына Божия, принять Его, как принял Симеон, – Митрополит Епифаний

Must Read

Этот праздник – единственный из двенадцати великих праздников церковного года, который по уставу одновременно является Богородичным и Господним. Ибо, вспоминая описанное в Евангелии событие, отмечая Сретение, мы одновременно чествуем и Господа, и Его Пречистую Матерь.

Об этом сказал Предстоятель ПЦУ в своей проповеди.

Из Священного Писания мы слышали о том, как произошло Сретение. И описание это указывает на многогранность события, непосредственно связанного с Рождеством Спасителя, ибо произошло оно на 40-й день после рождения Господа Иисуса Христа.

На 8-й день после Рождества Христова мы чествовали Его обрезание и наречение Ему имени Иисус, заранее возвещенного Богом как знак Его служения Спасителя мира. Обрезание было исполнением предписания закона Моисеева об обязанности каждого младенца мужского пола из народа Израиля через этот знак засвидетельствовать вхождение в завет с Богом. Таким же исполнением предписания закона есть и событие, которое именуем Сретением, ибо на 40-й день после рождения первенца мужского пола необходимо было приносить при нем жертву в храме.

Это жертвоприношение напоминает принесение в жертву Авраамом своего первенца и наследника Исаака, о чем читаем в книге Бытия, в её 22-й главе. Как мы знаем, Авраам в браке с Саррой не имел детей и очень скучал по этому поводу, потому что не имел наследника, которому бы передал всё. Но Господь обратил печаль его в радость, когда после посещения в виде Трёх Ангелов дал обет о рождении у него сына, от которого не только выйдет великий народ, но через которого придёт и Сам Спаситель мира. И этот сын, Исаак, родился как благословение Божие. Однако чтобы засвидетельствовать особую веру и преданность Аврааму, Бог велел ему пойти к горе Мориа и на ней принести Исаака в жертву.

Как прежде Авраам доверял Богу и исполнял все Его повеления, хотя и не знал, какие будут последствия, так поступил он и теперь, веря, что когда Всевышний обещал дать через Исаака ему продолжение рода в многочисленных потомках, то свершится это даже после столь исключительного жертвоприношения. Авраам не знал, как это возможно, но верил Богу – и Господь в момент, когда отец был готов отдать в жертву своего сына, указал ему на агнца, кого тот и принёс в жертву.

По преданию гора Мориа, где Авраам должен совершить жертвоприношение, – это та самая возвышенность, на которой позже был возведен храм Господень. И как знак жертвенности и верности Богу, за всякого первенца следовало принести жертву в этом храме, чтобы напомнить о завете, заключенном с Авраамом.

Так же, как и в случае с Исааком, жертвоприношение это было символическим, однако в событии Сретения этот символ совершается, замыкая в себе круг священной истории. Ибо принесение в жертву Исаака было прообразом крестной жертвы Сына Божия, Которого Отец предал, как Агнца, за грехи мира и ради спасения. «Ибо так возлюбил Бог мир, – говорит Христос в разговоре с Никодимом – что отдал и Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Вот так таинственно соединяется древнее прошлое и уважаемое ныне евангельское событие, соединяется прообраз и его осуществление. На место совершения жертвы Авраама и Исаака, в храм Иерусалимский, приносится Сын Божий, Который должен стать жертвой и искупить грех человека.

Свидетелями совершения древних обетов становятся два праведника – старец Симеон и пророчица Анна. Дух Божий приводит их в храм во время, когда Дева Мария с Иосифом Обручником принесли туда Младенца Иисуса. Чтобы в этом Ребенке Симеон и Анна увидели обещанного Мессию, чтобы утешились сами и могли дать показания другим – то, какое мы и слышим из Евангелия.

Именно поэтому уважаемое сегодня событие называется Сретением, то есть встречей. Ветхозаветные праведники Симеон и Анна, как образ прародителей Адама и Евы, встречают Мессию-Спасителя. Хотя и прошло много веков со времени, когда Бог праотцам дал обет, что придёт в мир Сын Девы, Который сотрет голову змея, то есть уничтожит силу и господство греха – но время это все равно наступило. Потому и радуется Симеон, что глаза его увидели это. Что обещано Богом как издавна прародителям, так и ему лично от Духа Божия – осуществляется. Так же радуется и праведная Анна, которая почти всю жизнь в посте и молитве провела при храме, и она возвещает о своей радости и о пришествии Мессии тем, кто в Иерусалиме ожидал Его.

Все это имеет значение не только для прошедшего времени, и Сретение почитается нами не просто как древнее историческое событие. Свидетельство Симеона и Анны – это свидетельство и для нас с вами, дорогие братья и сестры. Ибо они указывают нам на Божественного Младенца и свидетельствуют, что это Мессия, обещанный Спаситель, и поэтому нам следует принять Его.

Следовательно, ещё одно значение Сретения – это призыв к каждому из нас, к каждому человеку, встретить Сына Божия в своей собственной жизни, принять Его, как принял Симеон. Это призыв довериться Богу, как доверился Авраам, и доверилась Дева Мария. Ибо оба они не знали, как случится то, к чему Бог призвал их, но верили в волю Божию, последовали ей и получили похвалу от Господа и послужили спасению человечества.

О служении, которое совершила и ещё должна совершить Дева Мария, предсказывает и Симеон Богоприимец. Он говорит о мече, который должен пройти душу Пречистой, то есть о будущих страданиях, которые испытывает Она, видя распятие и смерть на кресте Сына Своего. Но как Авраам не колебался отдать в жертву единственного своего сына и наследника, потому что доверял Богу, так и Дева Мария не колебалась исполнить волю Божию, хотя и соединенное это было для Нее лично с терпением скорби и невыразимым материнским горем.

Поэтому в нынешний праздник мы чествуем не только Господа, но одновременно чествуем и Пречистую Богородицу, чествуем Ее глубокое доверие к Богу, Ее душевные страдания и Ее духовную победу, когда вера исполнилась и Она увидела Сына Своего воскресшим из мертвых. Примером Своим Дева Мария призывает нас доверять Богу не только тогда, когда мы можем разумом осознать последствия выполнения воли Божией, но и когда эти последствия для нас остаются неведомыми и непонятными.

Ибо собственно в этом и заключается вера: мы не знаем, какой именно ожидает нас путь, как не знал Авраам, в какую страну зовет его Бог переселиться, оставив родную землю. Но когда мы верим, то знаем, что Бог призывает нас всегда к лучшему, что Он ведёт нас правильным путём, что Он помогает нам пройти все испытания и никогда не оставляет нас.

Пусть эта вера сопровождает и нашу жизнь, дорогие братья и сестры, а пример всех святых и высшей среди них, Матери Божьей, да вдохновляет нас преодолевать испытания на пути к спасению.

Дорогие братья и сестры!

Мы снова имеем духовную радость в день праздника совершить молитву и богослужение в нашей Лавре, в нашей святыне, которая честно именуется уделом Богородицы и находится под Её особым покровом.

Только в наших размышлениях мы напомнили себе, насколько важно следовать воле Божьей, даже когда путь её выполнения для нас остаётся в полноте не ясным. Так и мы, когда стали на путь возрождения и утверждения Поместной Украинской Православной Церкви более трех десятилетий назад – не могли знать, каким он будет. Но, доверяя Богу, мы идём по этому пути уверенно и видим, что во всех трудностях и испытаниях Господь помогал нам и продолжает помогать.

Ныне святыня эта, Лавра Печерская, Дом Богородицы, стоит как на распутье, и многие, ещё размышляют – какая воля Божья? По какому пути следует идти? Для колеблющихся наш призыв сегодня: посмотрите и познайте волю Божью! Ибо противники наши имели силу, а мы были обессилены, однако Господь через нашу немощь утвердил правду и являет силу Свою.

Храм этот, Трапезная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия, имеет особую страницу в своей истории. Именно здесь, в его стенах, в ноябре 1991 г. состоялся Собор Украинской Православной Церкви, здесь её епископаты, представители духовенства, монашества и мирян единогласно приняли решение о необходимости для Украинской Церкви быть автокефальной. Здесь свой голос за это преподносили даже те, кто потом пошел против соборного решения и кто даже поныне противится воле Божией, как противились фарисеи проповеди Евангелия.

Наша молитва в этом Храме является ещё одним свидетельством воли Божией и благословения, чтобы Церковь Украины была автокефальной, поместной. Наше служение является призывом к братии Лавры и всем, кто пока не последовал за соборными решениями и колеблется: придите, увидите волю Божию, примите её, чтобы мы едиными устами и единым сердцем в единой Церкви служили Богу, украинскому народу и всем православным христианам.

Дорогие братья и сестры!

Приближается годовщина полномасштабного вторжения русского мира в Украину, годовщина великой войны за свободу нашей Родины. Как христиане мы должны этот день встретить молитвой и постом.

Поэтому благословляю, в дополнение к нашим обычным молитвам, 24 февраля в наших монастырях и соборных храмах, и везде, где и для кого будет такая возможность, в течение дня совершать чтение Псалтири с молитвой о наших воинах, о победе правды и справедливом мире для Украины. Проведём этот день в посте и молитве о наших защитниках, о живых и погибших, о воинах и о мирных жителях, которые пострадали и продолжают страдать от нашествия русской империи зла. И пусть с Божьей помощью время войны сократится, а день победы и мира приблизится. Аминь!

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Призыв в армию РФ на оккупированных территориях: британская разведка проанализировала намерения оккупантов

Разведывательное сообщество Великобритании проанализировало намерения России провести военный призыв на оккупированной ею части Запорожской области. Как сообщает "Европейская правда", об...

Актуально