Четверг, 14 января, 2021

Разведка Украины выделила главные внешние угрозы со стороны России

Must Read

Италия переживает политический кризис

Бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци, возглавляющий небольшую партию Italia Viva, заявил об отставке двух своих министров из правительства, что...

США и Россия готовятся к возможному обострению на Ближнем Востоке после инаугурации Байдена

11 января большой десантный корабль Черноморского флота России «Саратов» прошел через пролив Босфор в направлении российской базы в Тартусе...

Датская инжиниринговая корпорация прекращает сотрудничество с «Газпромом»

На фоне американских санкций, европейские компании одна за другой покидают проект «Северный поток-2». После предупреждений Госдепартамента о новых санкциях за...

Гибридная война, вооруженный конфликт, агрессивная политика России в отношении внутренних социально-экономических и политических процессов в Украине, попытки кремлевской власти подорвать основы поддержки нашего государства на международном уровне — это главные угрозы для Украины. Такую оценку дал председатель Службы внешней разведки Валерий Кондратюк, передаёт группа Информационное сопротивление.

Стратегические цели политического режима России, несмотря на любые косметические заявления московских властей, остаются неизменными: это возвращение Украины в зону своего полного влияния, ликвидация её национальной идентичности и независимости, установление внешнего контроля над процессами, происходящими в нашей стране, прекращение существования Украины как суверенного государства. Российский политический режим, применяя многомерность гибридных форм и методов, пытается достичь преимуществ в военной, политической, экономической, информационной и кибербезопасной сферах, будоражит общественные конфликты на почве языка и религии.

Военные угрозы

Прямая вооруженная агрессия против Украины, следствием которой стала временная оккупация АР Крым и отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Субъективными факторами послужили слабость систем коллективной безопасности и созданная в Украине благоприятная среда для деятельности «пятой колонны» сторонников РФ со времен обретения независимости. Режим Путина пошел на разрушение всей системы международной безопасности и международного права, которые были действующими на протяжении десятилетий.

На современном этапе гибридной войны Россия развернула вокруг Украины военную группировку.  В эту группировку, входят две новые армии, и армейский корпус. 20-я армия — уже практически сформирована, включает две дивизии общей численностью около 24 тыс. человек, 8-я армия — около 45 тыс. человек с учетом 1-го и 2-го армейских корпусов на временно оккупированных территориях Донбасса; 22-й армейский корпус — объединение в составе береговых войск ВМФ РФ, насчитывает 9 тыс. военнослужащих. Эти подразделения получат полную оперативную готовности в ближайшее время.

Кремль рассматривает собственную армию как инструмент достижения внешнеполитических амбиций, поэтому приказ о вторжении в другое государство — для Москвы лишь вопрос времени и возможностей.

Уровень вооружения новейшими средствами в стратегических ядерных силах РФ достиг 83%, в воздушно-космических силах — 75%, в воздушно-десантных войсках и военно-морских силах превысит 63%, а в сухопутных войсках — 50%. Уровень оснащённости современными средствами управления в войсках составляет 67%.

Москва создает долговременные угрозы, в том числе развитие новой военной базы вблизи границ Украины (в городе Ростове, в 60 км от границы) для постоянной дислокации подразделений вновь 150-й мотострелковой дивизии ВС РФ.

Для политического давления на Украину и Запад, Кремль намерен использовать стратегические военные учения «Кавказ-2020», где будут отработаны сценарии нападения на соседние страны. Общее количество войск, задействованных в манёврах, которые состоятся в сентябре нынешнего года, составят как минимум 120 тыс. военнослужащих, 3 тыс. боевых бронированных машин, около 300 самолетов, 250 вертолетов, 50 кораблей и до 5 подводных лодок.

Вероятным сценарием учений является также использование войск для решения вопроса водоснабжения временно оккупированного Крыма. До аннексии, материковая Украина обеспечивала до 85% потребностей Крыма в пресной воде, поэтому потенциально ВС РФ могут под надуманным предлогом осуществить марш-бросок вглубь территории Херсонской области с целью установления контроля над дамбой Северо-Крымского канала.

В общем, полуостров, уже превращен Россией в сплошную военную базу с готовой инфраструктурой для хранения ядерного оружия. С 2016 года активно восстанавливается советская инфраструктура хранения и эксплуатации ядерного оружия вблизи Феодосии (объект «Феодосия-13») и Балаклавы («Сопка»). Под военные цели ориентированно и развитие транспортной инфраструктуры полуострова, а также её интеграция в единую транспортную систему РФ.

Принятие стратегического решения о проведении в той или иной форме наступательной силовой операции против Украины (в частности в районе Северо-Крымского канала), ограничивают следующие факторы:

• падение цен на мировых рынках нефти и газа, и уменьшение поступлений, в российский бюджет;

• надежды Москвы использовать COVID-19, для перезагрузки отношений с Западом;

• приближения местных выборов в Украине, и надежды Москвы усилить присутствие про российских сил в украинской политике;

• отвлечение ресурсов на турецко российское противостояние в Сирии и Ливии, а также, опосредованно, в рамках армяно-азербайджанского конфликта;

• местные выборы в РФ в сентябре 2020 года, при падении рейтинга доверия к Путину до 23%, и рост протестной активности.

В приказе о  наступлении Кремль учитывает: предвыборную ситуацию в США; развитие переговорных процессов по урегулированию ситуации на Востоке Украины, в минском и нормандском форматах. Однако концентрация внимания Соединенных Штатов исключительно на своих внутренних проблемах, с ходом переговорного процесса «не по российскому сценарию», что существенно повышает готовность Москвы пересечь «красную линию».

Однако, по нашим оценкам, комплексное воздействие этих факторов делает неуместным для Кремля сценарий военной агрессии против Украины осенью 2020 года.

Однако история учит, что Россия никогда не уважала суверенных прав других стран и государственную границу, для неё — это всего лишь линия на карте. Можно вспомнить 1918 год, когда Россия одной рукой подписала с украинским государством предварительный мирный договор, а второй — разрешила в Украине «гражданскую» войну отрядами большевиков, которые ей якобы не подчинялись.

Наш анализ показывает, что в дальнейшей перспективе активность РФ в отношении Украины, может трансформироваться в масштабную военную операцию, с захватом новых украинских территорий. Этому могут поспособствовать следующие факторы:

— необходимость отвлечь внимание от ряда внутренних российских проблем (снижение рейтинга российских властей из-за ухудшения жизни населения, стремительное падение экономики, ослабление вертикали власти, фонда региональных элит);

— потребность решить социально-экономические проблемы временно оккупированного Крыма (водоснабжение, провал курортного сезона);

— концентрация внимания наших ведущих международных партнеров исключительно на собственных внутренних проблемах (сложные избирательные процессы, радикальное обострение социальных, демографических, экономических вопросов, беженцы, терроризм).

Другой важный момент, измерение гибридной агрессии России против Украины и её политических угроз.

Мы фиксируем попытки российских спецслужб проводить специальные операции для внесения раздора в украинское общество и по подрыву основ украинской государственности. Ставка делается на системную дискредитацию украинской национальной идеи и западного цивилизационного выбора, демонстрацию «искусственности украинской идентичности и государства» (в последнее время этот дискурс нам навязывают как извне, так и изнутри). Москва активно манипулирует фактором временно оккупированных территорий, пытаясь противопоставить народ Украины и «киевскую власть», якобы изменила предвыборные обещания относительно долгожданного мира в Донбассе.

Политическая цель РФ — дестабилизировать общественно-политическую жизнь до такого уровня, чтобы Кремль был в состоянии поставить вопрос необходимости «гуманитарной помощи» и перекрыть кислород Украины «братскими» объятиями. Фактически, речь идет о попытках разжигания на территории нашего государства «войны всех против всех» и проведения на этом фоне политически диверсионной и / или силовой операции по изменению руководства государства в среднесрочной перспективе.

Формы и методы, которые использует РФ, весьма разнообразны, поливариантные, нешаблонные. Чаще всего своеобразными «фирменными инструментами» становятся провокации, использование агентуры влияния, террор и политические убийства, неоднократно подтверждалось как в Украине (убийства разведчика М.Шаповала и российского политика Д.Вороненкова в Киеве, контрразведчика О.Хараберюша в Мариуполе и др.), так и за её пределами. Последним примером стали события в Германии и Австрии (убийства российских политэмигрантов Зелимхана Хангошвили в Берлине и Мамихана Умарова в окрестностях Вены), что ещё раз заставляет цивилизованный мир задуматься, не превратилась Россия на страну — спонсора терроризма.

Особое внимание разведка уделяет анализу процессов, происходящих в оккупационных структурах в ОРДЛО. В последнее время там произошли большие изменения, прежде всего в системе российского кураторства над территориями. Так, после отставки В.Суркова доступ к уху нового куратора проекта «СССР 2.0» Д.Козак получил идеолог «русского мира» Затулин, который нашептывает Козаку идею положить в основу российской стратегии на украинском направлении «грузинскую или молдавскую модель»:

«… вести долгие переговоры, по возможности создать такую ​​модель типа Минск соглашений, чтоб Донбасс был фактически независимым, формально в составе Украины, и мог влиять на политику украинского правительства.

Надеюсь, что к этому времени американцы устанут ею заниматься, устанут бросать ресурсы в эту топку, махнут рукой и свергнут какого-то националиста, и придёт более-менее умеренный режим. Дождаться его эволюции, и построить с ним отношения».

 Экономические угрозы.

Российская Федерация использует все возможности для ведения торгово-экономической войны против Украины. Речь идет о финансовом давлении, энергетическом шантаже, транзит но-транспортной блокаде, вытеснение украинских товаропроизводителей из традиционных рынков сбыта, а также дискредитацию наших предприятий на международных рынках, инвестиционное проникновение на рынки Украины через подставные структуры. В разведки есть данные о том, что в РФ уже подготовлен «реестр» т.н. «Болевых точек» Украины, через которые планируется нанести большой  вред, экономике нашей страны. Центральное место в списках занимают флагманы отечественной промышленности, украинские порты и транспортная инфраструктура, предприятия ТЭК и, конечно же, предприятия ОПК.

РФ пытается сорвать диалог Украины с международными финансовыми институтами, проводят информационные кампании в странах ЕС, навязывая мнение о ненадежности нашей энергоблок-транспортной системы. Особое внимание российская пропаганда уделяет недопущению роста прямых иностранных инвестиций в нашу страну, доводя до наших партнеров искаженную информацию о коррупционных рисках и угрозах.

Так, накануне очередных переговоров Украины с МВФ Россия через дипломатические и иные каналы доводит до авторитетных представителей иностранных банковских и деловых кругов данные о якобы не целевом использовании Украиной кредитных средств, а также технической и гуманитарной помощи. Не пренебрегает и распространением дезинформации о «экономическом упадке нашего государства вследствие коррупции» во время официальных контактов высшего российского руководства с западными лидерами.

Россия активно продвигает идею энергетического эмбарго Украины, путем реализации обходных газовых маршрутов, финальным этапом которой должно стать завершение строительства проекта «Северный поток-2» и закрытия маршрутных поставок природного газа из РФ через Украину.

Информационные угрозы.

Попытки России доминировать в украинском информационном пространстве мы рассматриваем как одну из предпосылок подготовки к агрессии против Украины. Кремль планирует усилить информационно-психологическую войну. Для этого активно используются социальные сети, таргетированные информационные операции, фейки, дезинформации. Стоит вспомнить манипулирования версиями относительно сбитого русскими оккупантами самолета рейса МН-17, обвинения Украины в подготовке террористов для Игил, распространение ложных сведений о якобы использовании территории Украины для тайных лабораторных исследований биологического оружия. Не следует также забывать и о заложенной в обновленной Конституции России нормы о невозможности отчуждения территорий, а также уголовную ответственность за призывы к этому. Отныне каждый, кто будет говорить о принадлежности Крыма Украине, может стать в РФ объектом уголовного преследования.

Основным элементом расшатывания изнутри украинского общества является манипулирование протестными настроениями, построенное, в том числе, на патриотических чувствах (активно используются языковой и религиозный вопрос, проблематика внешнего управления Украиной, в том числе за счет зависимости от МВФ и других западных учреждений и правительств). Ресурсов на всё это, как финансовых, так и человеческих, Кремль не жалеет.

Инспирируются и информационно раздуваются провокации с приступами якобы «националистов», на представителей «оппозиционных» про российских сил. В мире распространяется ложная информация об украинских наёмниках в конфликтных регионах, участие украинцев в массовых беспорядках в других государствах. Последний пример такой специальной информационной операции — протесты в Сербии. Кремль распространил фейковую новость о причастности «наемников из Украины» к акциям протеста в Белграде из-за недовольства о внедрении комендантского часа в связи с ростом количества больных на коронавирус.

Комплексной оценки и реагирования украинского государства, направленного на сдерживание российской информационной агрессии, требует деятельность про российских телевизионных каналов в Украине.

Угрозы, возникающие на религиозной почве.

Одна из форм кремлевского давления на наше государство — продвижение идеи «русской православной церкви». Российские спецслужбы, имея рычаги давления на религиозную сферу, используют РПЦ одновременно и как «жёсткую» (инспирации протестных акций, которые могут легко перерасти в показательные столкновения со стражами порядка или провокаторами), и как «мягкую» силу, (воздействие на умы верующих). В этом направлении Россия использует все имеющиеся технологии для противодействия процесса становления Православной Церкви Украины, манипулируя чувствами украинских верующих и пытаясь всячески сохранить своё влияние на них.

Ещё один спецпроект Кремля — ​​попытки создания и легализации в регионах Украины парамилитарных формирований в рамках религиозных общин с наделением их правоохранительными функциями. Речь идет об активизации деятельности про российских «казацких» организаций, которые пытаются на местном уровне дублировать функции полиции по охране общественного порядка. Такие случаи фиксировались, в Киевской, Винницкой, Запорожской областях.

Обострение противоречий на региональном уровне.

Российская Федерация пытается воспользоваться историческими конфликтами между Украиной и соседями, чтобы посеять вражду между народами и воспользоваться её последствиями. Попытки переписать историю так, как её видят в Москве — одна из предпосылок для легитимации вторжения в Украину.

Все возникающие угрозы вокруг Украины на региональном уровне, так или иначе связанные с деструктивной деятельностью Российской Федерации.

Типичный пример — историческое наследие в отношениях с Венгрией и Польшей. В этих вопросах нашим государствам удалось достичь согласия, но и здесь не обошлось без России, которая подпитывает шовинизм, направленный против Украины. При этом уже действуют не только в тёмную, но и нагло, открыто. Показательна попытка пранкеры Вована и Лексуса, разыграть президента Польши А.Дуду и спровоцировать его на высказывания по чувствительным вопросам касательно украинско-польских отношений, (предложили «вернуть украинские территории … Львов и многие другие»). Ещё несколько примеров: в 2016 году Агентство внутренней безопасности Польши задержало лидера про российской партии «Смена» Матеуша Пискорского, за сотрудничество со спецслужбами РФ; в 2018 году польские право охранители задержали собственных граждан — членов радикальной про российской организации «Фаланга» по подозрению в поджоге офиса Общества венгерской культуры в Ужгороде.

Ситуация с Беларусю имеет несколько иной характер: Кремль никогда не останавливался в своем желании под видом «объединения» поглотить Беларусь. Это создаёт опасность превращения её в плацдарм для реализации агрессивной политики РФ против Украины. Москва, используя все рычаги, пытается максимально ослабить РБ, оставшись для Минска безальтернативным партнером. Это создает угрозу изменения позиции руководства Беларусь в «украинском вопросе». Последний пример — белорусские право охранители задержали 32 боевика российской ПВК Вагнера, которые прибыли в Минск для дестабилизации обстановки в период избирательной президентской кампании в Белоруссии.

Разведка анализирует процессы, которые происходят в Молдове (Приднестровье), а также в Грузии (Абхазия и Цхинвальский регион), их Кремль использует как полигон для приведения к власти про российских сил и возвращения Кишинёва и Тбилиси в орбиту своего влияния. Так, в Грузии Россия задействует на все имеющиеся гибридные инструменты (от «пятой колонны» и про российских медиа к экономическому шантажу) для блокировки попыток грузинских властей реинтегрировать на территории и не допустить появления инфраструктур НАТО на грузинском побережье Черного моря.

В общем, развитие ситуации на Южном Кавказе, в т.ч. последние события на армяно-азербайджанской границе, свидетельствует, что Россия продолжает манипулировать региональными конфликтами, одновременно лицемерно предлагая свои услуги в качестве миротворца.

Кибер угрозы.

Особое внимание украинская разведка уделяет противодействию угрозам в кибер пространстве. Хакерские вмешательства в работу объектов критической инфраструктуры Украины, инспирированные РФ, — такой же инструмент гибридной войны против нашего государства, как и вооруженная агрессия. Все помнят кибер атаки на энергетические компании Украины (2015, троян BlackEnergy), подстанцию ​​«Северная» компании «Укрэнерго» (2016), атаку через уязвимости офисного программного обеспечения (2017, Petya Ransomware), кибер нападение на представительство президента Украины в АР Крым (2020).

Кибер милитаризация Москвы угрожает не только Украине, но и другим странам, которые РФ считает своими врагами или конкурентами. Речь идет не только о кибер атаки и получения несанкционированного доступа к информационно-телекоммуникационных систем, но и о попытках использовать социальные сети для манипулирования общественным мнением, дестабилизации общественно-политической ситуации — так называемых операциях влияний.

Несанкционированные вмешательства в кибер пространство фиксировались, в частности, во время предыдущей президентской кампании в США и голосований в странах Европы (Великобритания, Нидерланды). Из последних примеров: Великобритания обвинила хакеров, подконтрольных СВР РФ, во вмешательстве в парламентские выборы 2019 года, через интернет и в утечке британских правительственных документов. Кроме того, Великобритания, США и Канада обвинили Россию в попытке украсть данные о вакцине от COVID-19. Во время хакерских атак на организации, занимающиеся созданием вакцины, использовались различные инструменты и методы, включая фишингом и вредоносными программами, такими как WellMess и WellMail.

Беспокойство Запада материализовалось в решение: недавно ЕС впервые применил режим санкций за кибер атаки, введя их против четырех офицеров и объектов российской военной разведки, которые были задействованы при проведении кибер атак NotPetya и на организацию по запрещению химического оружия.

В этом контексте, Украина, бесспорно, интересен опыт Великобритании, где парламент обнародовал доклад Комитета по делам разведки и безопасности под названием «Россия». В документе говорится о фактах вмешательства РФ в политические процессы в Королевстве, и содержатся конкретные рекомендации правительству для противодействия вражеской деятельности РФ. Это, в частности, предоставление спецслужбам широкие полномочия для мониторинга активов и деятельности русских в стране, создание реестра иностранных агентов влияния и гибкое использование санационных инструментов.

Террористические угрозы.

Мы привыкли: терроризм — это Талибан, Аль-Каида. Или, например, в версии Государственного департамента США, государствами-спонсорами терроризма сегодня определено Иран, Северная Корея, Южный Судан.

А для Украины, против которой Россия ведет гибридную войну, в том числе и террористическими методами, террористом № 1 является Кремль, по вине которого более 13000 украинцев погибли на Донбассе. Примерами терактов является сбитый российской ракетой рейс MH-17, обстрелы Мариуполя и Краматорска, террористические акты против украинских силовиков.

Подытоживая.

По оценке СВР, главной внешней угрозой для Украины остаётся политический режим Российской Федерации. Нынешняя кремлевская власть никогда не воспримет существования независимой, унитарной и западно-ориентированной Украины, а затем будет продолжать вести против Украинского государства гибридную войну.

Последние события также свидетельствуют о формировании единой политики Запада по применению комплексного инструментария сдерживания РФ, где санационные вопросы будут лишь одним из элементов (подходы, похожие на мероприятия времен холодной войны).

Вопросы своевременного выявления и адекватного реагирования на угрозы со стороны РФ, все больше будут доминировать на повестке дня не только европейских, но и украинских спецслужб и политиков.

Как ситуация будет разворачиваться дальше?

Россия планирует продолжать расшатывать Украину для достижения своей цели — возвращения нашего государства в «зону российского влияния», используя для этого различные рычаги.

Мы располагаем данными, что с приближением местных выборов в Украине, Россия снова вернётся к практике активного давления и провокаций. Их цель, будет не только посеять хаос и подорвать доверие населения к государственным институтам, но и сформировать на Западе мнение, что Украина — «государство, которое не состоялось» (failed state), и, следовательно — сделать сотрудничество с Украиной токсичным для западных лидеров.

Один из элементов контекста, — насаждение идеи федерализации Украины, как якобы единственной реальной возможностью решения всех конфликтов для неё, является мирный политический путь. В Кремле убеждены, что, учитывая «цивилизационную и национальную неоднородность Украины и ограниченное влияние центральной власти» (именно такими дефинициями оперируют в Москве), переход к федеративной форме государственного устройства активизирует процесс распада государства Украина на мелкие части.  Которые в дальнейшем будут без проблем реинтегрированы в «русский мир», за исключением одной территории, которую они называют «Галиция».

Ключевое в этой стратегии — проведение выборов в ОРДЛО. РФ настаивает на проведении выборов на временно оккупированных территориях Востока Украины без предпосылок, а именно — без восстановления контроля с украинской стороны за соответствующим участком российско-украинской границы и вывод всех вооруженных подразделений, подконтрольных Москве. Такой подход эмиссары Кремля сейчас пытаются продавить на всех переговорных площадках. Другие варианты не соответствуют интересам России, заключаются в обеспечении в пост конфликтный период тотального политического контроля над Луганской и Донецкой областями.

По нашим прогнозам, несмотря на настроенность Украины на процесс мирного урегулирования, в ближайшей и среднесрочной перспективе вдоль линии разграничения сохраняться высокая вероятность вражеских провокаций. Наши данные свидетельствуют, что подконтрольные РФ, вооруженные формирования уже получили от своих кураторов из России указания использовать договоренности о прекращении огня для провокаций и поиска путей компрометации Украины как стороны, которая первым их нарушила.

Источник группа Информационное сопротивление.

Лента

Италия переживает политический кризис

Бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци, возглавляющий небольшую партию Italia Viva, заявил об отставке двух своих министров из правительства, что...

Актуально