Понедельник, 29 апреля, 2024

Рождественское послание Патриарха Варфоломея (2023)

Must Read

Милосердием Божьим, Архиепископ Константинополя-Нового Рима

и Вселенский Патриарх до всей полноты Церкви

Благодать, милость и мир от Спасителя Христа, рожденного в Вифлееме

Всечестные братья-иерархи,

Возлюбленные в Господе дети,

По Божьей милости мы снова в этом году празднуем пением, гимном и духовной песней Рождество по плоти предвечного Сына и Слова Божьего, а именно откровение тайны Бога и человечества. Согласно св. Николая Кавасили, то, что происходит в Божественной Литургии, является «мистагогией воплощения Господа», а её вступительное возглашение «Благословенное Царство Отца, и Сына, и Святого Духа» является свидетельством того, что именно через воплощение Господне люди впервые узнали, что Бог в трёх лицах”[1].

“Тот же Святейший Отец провозглашает, что наш Господь и Спаситель Иисус Христос был первым и единственным, кто продемонстрировал истинное и совершенное человеческое существо, касающееся Его этноса, жизни и всего остального”[2].

Принятие человеческой природы в лице Сына и Слова Божьего вместе с открытием пути обожания человека через благодать придают человечеству непревзойдённую ценность. Забвение этой истины приводит к уменьшению уважения к человеческой личности. Отрицание наивысшего назначения человека не только не освобождает его, но и приводит к различным убавлениям и разделениям. Без осознания своего божественного происхождения и надежды на вечность человек пытается оставаться человеком и не способен справиться с противоречиями “человеческого состояния”.

Христианское восприятие человеческого существования даёт решение проблем, созданных насилием, войной и несправедливостью в нашем мире. Уважение человеческой личности, мир и справедливость – это дары от Бога, однако установление мира, происходящее от Христа, требует участия и сотрудничества людей. Христианский взгляд на борьбу за мир состоит в словах Христа Спасителя, провозглашающего мир, обращаясь к Своим ученикам с приветствием «Мир вам» и поощряя нас любить врагов [3]. Откровение во Христе называется «Евангелием мира»[4].

Это значит, что для нас, христиан, путь к миру лежит через мир и что ненасилие, диалог, любовь, прощение и примирение имеют приоритет перед другими формами разрешения разногласий. Теология мира чётко описана в документе Вселенского Патриархата Ради жизни мира: к социальному этносу Православной Церкви (2020):

«Ничто так не противоречит воле Бога относительно Его созданий, сотворенных по Его образу и подобию, как насилие друг над другом… Мы можем просто сказать, что насилие есть грех par excellence (худший из возможных, – прим., ред.). Это совершенное противоречие нашей созданной природы и нашего сверхъестественного призвания искать единства в любви с Богом и нашим ближним… Мир есть подлинное откровение ещё более глубокой реальности творения, как это задумано Богом и как Бог сотворил его в Своих вечных замыслах»[5].

Мир нельзя воспринимать как данность, он не является самоочевидным. Это долг, достижение и непрерывная борьба за его сохранение. Нет автоматических решений или постоянных рецептов. Перед лицом постоянных угроз миру мы должны быть внимательны и готовы решать проблемы путём диалога. Великие герои политики – это поборники мира. Что касается нас, то мы продолжаем подчеркивать миротворческую роль в религии. И это в то время, когда религии критикуют за то, что они лелеют фанатизм и насилие во имя Бога вместо того, чтобы быть силой мира, солидарности и примирения. Однако это свидетельствует об отчуждении религиозной веры, а не о том, что она является её неотъемлемой частью. Истинная вера в Бога является самым строгим критиком религиозного фанатизма. Религии являются естественными союзниками всех людей, стремящихся к миру, справедливости и сохранению творения от человеческого уничтожения.

В этом году мир отмечает 75-ю годовщину Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.), которая, является итогом фундаментальных гуманитарных идеалов и ценностей, «общего стандарта, к которому должны стремиться все люди и все нации». Права человека, центром внимания которых является защита человеческого достоинства с его индивидуальными, социальными, культурными, экономическими и экологическими условиями, понимаются только в их начальной динамике, если они признаются основой и критерием глобального мира, ассоциируя его со свободой и справедливостью. В этом смысле будущее прав человека и мира также связано с вкладом религий в дело их уважения и воплощения в жизнь.

С этими мыслями и праздничными настроениями, в полном убеждении, что жизнь Церкви сама по себе включает в себя сопротивление бесчеловечности, где бы она ни возникала, мы приглашаем всех вас к доброй борьбе за построение культуры мира и солидарности, где люди будут видеть в лице своих ближних брата или сестру и друга, а не угрозу и врага. Кроме того, напоминаем вам всем, дорогие братья-иерархи и дети, что Рождество – это время самосознания и благодарности, откровение разницы между Богом человеком и «человеком-богом», совершение «великого чуда» свободы во Христе и исцеление «великой раны» отрешенности от Бога. В конце концов, мы уважительно преклоняем колени перед Марией, Матерью Божьей, которая носит на руках воплощенное Слово, и передаём вам благословение Матери Святой Великой Христовой Церкви, желая вам благоприятного, здорового, плодотворного, мирного и радостного нового года Господнего благоволения.

Рождество 2023

+ Варфоломей Константинопольский

Ваш ревностный проситель всех перед Богом.

Примечания:

1. В Божественной Литургии XII, PG 150.392D.

2. О жизни Христа VI, PG 150.680C.

3. Ср. Мт. 5:44

4. Эф. 6:44

5. § 42, 43 и 44.

Преображение Духовного Фронта Украины. Источник: ec-patr.org

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Западные банки вчетверо увеличили отчисления в бюджет России

Крупнейшие европейские банки, продолжающие работать в России, заплатили в российский бюджет более 800 млн. евро налогов в 2023 году....

Актуально