Среда, 8 мая, 2024

Трапезной церкви Михайловского Златоверхого — 310: чем уникальна эта святыня

Must Read

21 мая православная церковь отмечает День Иоанна Богослова — одного из двенадцати апостолов и единственного умершего своей смертью. Иоанн занимает особое место среди апостолов и считается одним из самых дорогих для Иисуса учеников.

По случаю праздника «Вечерний Киев» рассказывает об интересных и малоизвестных фактах о Трапезной с церковью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на территории Михайловского Златоверхого монастыря.

ЖЕМЧУЖКА УКРАИНСКОГО БАРОКО

Считается, что этот небольшой храм построили в 1713-1715 годах в стиле украинского барокко из кирпича Симеоновской церкви Киева на Кудрявке, сгоревшей в 1676 году. Это было достаточно типичное для православных монастырей небольшое одноэтажное сооружение, которое имело удлиненную форму с алтарем и иконостасом.

Северный фасад, где расположился главный вход, был украшен разнообразными украшениями. А в 1715-1718 годах на средства Киевского Митрополита Иоасафа Кроковского в храме был установлен одноярусный резной из дерева и позолоченный иконостас.

По описанию 1787 года, сооружение выглядело так: «каменная трапезная с одним наверху звонарем (верхом), выше звонаря — банька и крест, позолоченная листовым золотом. Крыша звонаря побита листовым железом, окрашенным зеленой краской. Крыша трапезной избита листовым железом, окрашенным красной краской». Упоминаются также резные позолоченные царские врата иконостаса.

В 1824 году при настоятельстве епископа Чигиринского Афанасия крыша трапезной вместе с железными кровлями других монастырских построек перекрашена в зеленый цвет.

Исследователь Константин Шероцкий в своей книге-путеводителе «Киев» 1917 описывал эту святыню следующим образом:

«Параллельно южной стене Михайловского храма расположена старая Михайловская трапезная и колодец. Здание это типичное для киевских трапезных. Она относится к XVIII веку в стиле местного барокко с характерной двойной крышей, следами красивых старых окон и прекрасной резьбой под зубчатой аркой двери. В её восточной части купол барочной грушевидной формы…».

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ХРАМА — СОРАТНИК МАЗЕПЫ И ЖЕРТВА ПЕТРА

Киевские краеведы утверждают, что трапезный храм был построен по инициативе Митрополита Киевского, Галицкого и Малой Руси Иосафа Кроковского (ок. 1648-1718).

При жизни он снискал славу строителя Киево-Братского коллегиума (с 1658 года заведение имело статус академии, подтвержденное в 1694 и 1701 годах), занимал должности ректора Киево-Могилянской коллегии, был игуменом Пустынно-Никольского и Киевского. Киево-Печерским архимандритом.

За время своей каденции Митрополит Иосаф занимался строительством и украшением многих киевских храмов, в частности — развитием Киево-Печерской лавры. При нём при финансовой поддержке гетмана Ивана Мазепы были сооружены монастырские стены с башнями и церковью Всех Святых. Много усилий архимандрит приложил к развитию лаврской типографии, при его непосредственной поддержке здесь было издано около 40 книг.

К сожалению, этого известного и уважаемого церковного деятеля постигла трагическая судьба. По приказу царя Петра I его арестовывают и доставляют в Глухов, где заставляют принять участие в провозглашении анафемы Ивану Мазепе. В 1717 г. начинается новая волна преследований против Митрополита. По мнению историков, Митрополит Иосаф не поддержал российские реформы, относящиеся к церкви. Впоследствии его вызвали в Петербург, и по дороге, находясь в городе Тверь, иерарх церкви неожиданно умер при загадочных обстоятельствах.

ХРАМОВЫЕ РАСПИСАНИЯ И ИНТЕРЬЕР

К сожалению, свидетельств о первоначальной стенописи святыни не осталось. Во время ремонта трапезного храма в 1837 году интерьер святыни был оформлен новой росписью. Согласно описанию памятника в 1845 году, стены украшали 23 иконы.

В источниках 1850-х гг. упоминается роспись по штукатурке на потолке трапезного зала о том, как Спаситель насытил народ пятью хлебами и пятью рыбами.

По размерному плану 1847 г. архитектора Павла Спарро, сооружение тогда имело три входа.

По описанию 1880 года, в храме хранился старинный иконостас с царскими вратами, образами Бога Отца со Святым Духом, Благовещение, Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, четырех евангелистов, Богоявления, Введения в храм Божией Матери (потеряны).

Стены были расписаны масляными красками: в алтаре – композиция Воскресения Христова с четырьмя евангелистами по бокам, в бане – Бог Отец в окружении ангелов, под сводами церкви – Тайная вечеря, на западной стене – сцены из Евангелия от Иоанна. Также упоминалось, что в других местах стены украшали орнаменты.

В 1904 году храм был существенно поврежден пожаром, однако вскоре святыню восстановили.

С приходом советской власти храм был закрыт, впоследствии здесь разместили столовую и спортивный зал, а религиозную живопись забелили. Только в 1976-1981 годах в результате реставрации была восстановлена роспись, которая сохранилась только в нижнем ярусе алтарной части (реставратор Аркадий Марампольский): композицию «Воскресение», изображение четырех евангелистов, двух серафимов.

Сохранившаяся часть стенописи создана неизвестным мастером в стиле классицизма.

По описаниям искусствоведов, в центре композиции есть изображение Иисуса Христа, возвышающегося над каменным гробом в склепе-пещере. Снятую крышку гроба придерживает стоящий позади него ангел.

На переднем плане располагаются римские воины, испуганно сторонящиеся Христа. Они играют роль своеобразного композиционного фона, выделяют фигуру Иисуса как композиционный и смысловой центр сцены.

Изображения евангелистов на боковых гранях – поясные, в обрамлениях, имитирующих резные деревянные рамы. С южной стороны – Матфей и Марк, с северной – Лука и Иоанн. Матфей — в синем хитоне и красном плаще, Марк — в красном хитоне и синем плаще, Лука — в желтом хитоне и синем плаще со свитком в левой руке, Иоанн — в синем хитоне и розово-охристом плаще. Тела всех изображенных – тёмные, охристо-зеленые. Фигуры серафимов традиционны – лицо в обрамлении крыльев.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТИНЫ

Трапезный храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — это единственное сакральное сооружение, которое осталось невредимым при разрушении Михайловского златоверхого монастыря в 1937 году.

До середины 70-х годов её использовали как спортивный зал. В 1976-1981 году памятник отреставрировал под руководством известной архитектора Валентины Шевченко. Были воссозданы перекрытия, разобрана пристройка 1780-х годов на южном фасаде трапезного зала, сделана крыша в форме украинской ренессансно-барочной архитектуры середины XVII — начала XVIII века.

После реставрации в трапезной был открыт Музей керамики Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».

С восстановлением Независимости Украины, в начале 1990-х годов храм возвращают религиозной общине. Церковь Иоанна Богослова стала одним из первых храмов Киева, где богослужение совершалось на украинском языке.

С открытием в 1992 году в стенах разрушенного Михайловского монастыря Киевской Духовной Академии и Семинарии трапезная церковь становится академическим храмом Киевских духовных школ.

В 1997-1998 годах, трапезный храм Иоанна Богослова стал первым сооружением, которое отреставрировали в архитектурном ансамбле Свято-Михайловского Златоверхого монастыря. Также в это время святыни вернули исторический облик, перекрыв крышу и бани гонтом — покровным материалом из клинчатых досок.

Во время Революции Достоинства храм обустроили импровизированный госпиталь, где лечили раненых.

В настоящее время церковь Иоанна Богослова является академическим храмом Киевской богословской академии и семинарии Православной церкви Украины.

Сегодня, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, трапезный храм отмечает престольный праздник, а Киевская православная богословская академия – актовый день.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В сети показали огромное количество людей в собор ПЦУ в Виннице

В этом году в Свято-Преображенский Собор ПЦУ в Виннице на Пасху съехались тысячи человек, образовав рекордную очередь из желающих...

Актуально