Суббота, 18 мая, 2024

В объединении Церквей не должно быть победителей и проигравших – Глава ДЭСС о диалоге ПЦУ и УПЦ (МП)

Must Read

Руководство государства очень заинтересовано в том, чтобы объединение Украинских Православных Церквей состоялось, и чтобы в этом объединении не было победителей и проигравших.

Об этом подчеркнул Виктор Еленский, председатель Государственной службы по этнополитике и свободе совести в своём выступлении на “круглом столе” представителей духовенства и мирян УПЦ (МП) и ПЦУ “Церковь, общество, государство: диалог ради единения и победы”.

Приветствует ли государство, чтобы было объединение? Приветствует ли, чтобы было одно? Конечно, приветствует. Поддерживает ли это Государственная служба этнополитики и свободы совести? Конечно, поддерживает. Поэтому мне интереснее было бы услышать, что вы на этот счёт думаете. В принципе, из тех отцов, которых я услышал, я согласен со всем. Даже с тем, что Президент, хоть он и не император, может пригласить к себе Предстоятелей церквей и просить их, чтобы они выполняли свой христианский долг.

Довольно давно я был на конференции в Англии, посвященной Православному католическому диалогу. Выступал молодой Епископ Илларион, фамилия его Алфеев. И всё правильно он рассказывал о Баламанских соглашениях, о диалоге любви, который должен перейти в диалог истины. Народ немного, сказать, кувыркал. И вдруг с задней скамьи вскочила монахиня и начала кричать: “О чём вы говорите? Какое значение имеют Баламанские соглашения, и какое значение имеют все эти документы, если мы не можем совместно подойти к Чаше?

Илларион был немного сконфужен, потому что все вспомнили Максима философа Соловьева, который говорил: “Когда я приступал к изучению различия между католиками и православными, то думал, что этих отличий вообще нет”. Когда я углубился в эту проблему, то я понял, как глубоки и непримиримы эти отличия. Но когда я семь лет изучал источники, касающиеся раскола, когда я размышлял над этими источниками, я понял, что действительно отличия минимальны. Как говорил Киевский Митрополит, отличия эти не доходят до неба и созданы человеческими руками. Поэтому когда я размышляю над различиями, которые делят украинцев, которые находятся в разных православных юрисдикциях, и слышу о канонах, и об отсылках к каким-то церковным документам, то я вспоминаю чиновника, не читающего Конституцию, обращается исключительно к ведомственным инструкциям, написанным 30- 40 может быть и 70 лет назад. Потому что в Конституции, в Евангелии чётко сказано об этом сочетании и обращаться, говоря на светском языке, подзаконным актам в этих условиях, возможно, не очень правильно.

Меня спрашивали, чтобы я рассказал о тех законопроектах, которые зарегистрированы в Верховной Раде, которые касаются деятельности Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Поэтому я сразу от метафизических вещей перехожу к очень практическим вещам. Этих законопроектов девять. Потому что этот парламент выбирали люди, а эти люди хотят запрета Московского Патриархата, хотят запрета Русской Церкви. Если восемь девять лет назад в обществе был очень большой запрос на объединение православных и отец Георгий помнит, когда начиналось Вече на Майдане, и выходил православный УПЦ МП УАПЦ Киевского Патриархата, Майдан кричал: Единство! Единство!” А я когда-то делал, такие исследования среди православных священников, и они говорили, что надо наших Владык посадить под ключ, как Конклав, и не выпускать пока объединения не будет.

Сейчас столь сильного запроса на это объединение нет. Есть запрос в обществе на то, чтобы не было структур, скажем так, связанных с Москвой.

И потому депутаты наперегонки подают законопроекты, касающиеся этого запрета. Большинство этих законопроектов выполнить невозможно. К примеру, сказано в законопроекте: с завтрашнего дня запретить Русскую Церковь. Это сделать невозможно, потому что такой Русской Церкви нет.

Запретить можно только юридическое лицо, находящееся в Едином государственном реестре, а такого нет. Есть правительственный законопроект, предлагающий рабочую схему – он устанавливает, что не допускается деятельность структур, связанных с центрами, находящимися за пределами Украины в стране, осуществившей или осуществляющей сейчас агрессию против Украины.

Делается дальше экспертиза действительно ли та или иная организация связана с этим центром. Если экспертиза устанавливает, что есть такая связь, то тогда государственный орган, который осуществляет политику в сфере религии, выписывает этой организации предписание: “Уважаемая организация, прервите эту связь, она заключается в таких-то плоскостях”.

Если эта организация не прерывает эту связь и не выполняет это предписание, то этот государственный орган по делам религий обращается в суд о прекращении этой организации.

Я со многими священниками говорил даже епископами. И до конца мне так и не понятно, в чём состоит ценность для духовенства, монашества, для епископата связи с этим центром.

В чем состоит ценность связи с человеком, который за год войны не только не выразил никакого сострадания. Ни одного! Вот когда в Стамбуле взрыв, он выражает соболезнования. Когда баллон в Сыктывкаре взорвался, выражает соболезнования. Когда убивают людей десятками, потом тысячами, десятками тысяч он не нашел слов.

И потому для меня не до конца понятно, если честно говорить совсем непонятно, в чём заключается ценность этой связи для этих людей. Как он может и дальше для них быть отцом и хозяином? Как можно причащаться с Шойгу? И не иметь права причащаться, условно говоря, с Залужным, это мне непонятно.

Я всё понимаю о корпоративных интересах, я все понимаю о жизни, которая она есть, о семье, о хозяйстве. Но когда отец говорил о возвращении структур, он, очевидно, понимает, что речь не идёт о том, что кто-то у кого-то должен отбирать. Существует много всяких моделей сочетания. И некоторые из них, возможно, и все из них не подразумевают конфискацию имущества или кто-то у кого-то будет что-то забирать. Речь идёт о том, как мне кажется, что те, кто поддерживает эту связь, кто борется за неё до последнего, просто выбрали для себя путь конфронтации не столько с государством, сколько с украинским обществом и с своими верными.

В свою очередь я хочу ещё раз заверить, что у Государственной службы и есть такая смелость говорить, что и руководство государства очень заинтересовано в том, чтобы это объединение состоялось. Чтобы в этом объединении не было победителей и проигравших. Чтобы не было триумфаторов и, так сказать, тех, кого везут на щите. Хотя все мы знаем, какие существуют настроения. В этом смысле я очень надеюсь на ваше движение, ваши встречные усилия. Понятно, что кроме вас я имею в виду вообще духовенство и мирян, вряд ли кто сделает эту работу. Вы приступаете к этой работе не на пустом месте, но в совершенно новых условиях. Я помню, как шли диалоги за покойного Митрополита Владимира, тогда епископство принимало участие в диалоге. Но тогда были другие времена, они могли говорить об этом часами, могли сходиться, расходиться, обмениваться какими-то репризами и ремарками с прессой. Сейчас для такой раскачки особо времени нет.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Жителей оккупированного Мелитополя уже начали переселять на Камчатку

Начали с мягкого переселения под видом учебы и работы. Вакансий – множество. Обещают даже с переездом помочь. Или можно...

Актуально