Воскресенье, 19 мая, 2024

Воруя искусство Украины, россияне атакуют и её идентичность – New York Times

Must Read

Оккупанты похитили в Украине десятки тысяч художественных ценностей – это ограбление искусства со времен Второй мировой войны и цель лишить Украину её культурного наследия.

Однажды утром в конце октября российские войска перекрыли улицу в центре Херсона и десятками солдат окружили утонченное старое здание. Подъехало пять больших грузовиков. Это был тщательно спланированный высокоорганизованный штурм в военном стиле на художественный музей.

По словам очевидцев, в течение следующих четырех дней Херсонский областной художественный музей был очищен, русские войска «суетились, как насекомые», грузчики вывозили тысячи картин, солдаты поспешно заворачивали их в простыни. Об этом говорится в статье The New York Times, пишет “Международный курьер”.

«Такие шедевры, которых больше нет на свете, грузили как мусор», – рассказывает, по словам сотрудников, директор музея Алина Доценко.

Когда она вернулась в музей в начале ноября и поняла, сколько украдено, она сказала: «Я чуть не сошла с ума».

Симферополь. Мариуполь. Мелитополь. Каховка. Музеи искусства, истории и древностей. Когда Россия опустошила Украину смертоносными ракетными ударами и жестокими зверствами против мирного населения, она ограбила национальные культурные учреждения, где были некоторые важнейшие произведения Украины и её предков.

Международные эксперты по искусству говорят, что это ограбление может быть наиболее коллективным ограблением искусства со времен, когда нацисты ограбили Европу во время Второй мировой войны.

В Херсоне украинские прокуроры и администраторы музея говорят, что россияне похитили более 15 тысяч предметов изобразительного искусства и уникальных артефактов. Они извлекли бронзовые статуи из парков, книги из научной библиотеки на берегу реки, спрятали в коробки 200-летние останки любовника Екатерины II Григория Потемкина и даже угнали енота из зоопарка, оставив за собой, пустую клетку.

Украинские чиновники говорят, что российские войска ограбили или повредили более 30 музеев – в том числе несколько в Херсоне, а также другие в Мариуполе и Мелитополе, которые остаются под российской оккупацией. Поскольку украинские следователи все ещё каталогизируют потери пропавших картин, старинных стел, бронзовых горшков, монет, бусы и бюстов.

Ограбление вряд ли случайное или оппортунистическое ненадлежащее поведение нескольких военнослужащих, которые плохо вели себя, говорят украинские чиновники и международные эксперты, или даже желанием получить быструю прибыль на черном рынке. Они считают, что эти кражи являются широкомасштабным нападением на украинскую гордость, культуру и идентичность, что соответствует имперской позиции президента России Владимира Путина, постоянно унижавшего идею Украины как отдельной нации.

«Это не то, что солдат кладет серебряную чашу в свой рюкзак, – сказал Джеймс Рэтклифф, главный советник The Art Loss Register, лондонской организации, занимающейся поиском похищенного искусства. – Это гораздо, гораздо больший масштаб».

В одном музее в Мелитополе свидетели рассказали, что таинственный мужчина в белом лабораторном халате прибыл, чтобы осторожно в перчатках и пинцетах извлечь самые ценные предметы из коллекции, в том числе золотые изделия Скифских времен, изготовленные 2300 лет назад. Когда он доставал бесценные достопримечательности старины, за его спиной крепко стоял отряд русских солдат на случай, если кто-нибудь попытается его остановить.

В каждом случае свидетели мародерства – включая сторожей, охранников и других работников музея, которые говорили, что на них оказывали давление или заставляли помочь – сообщали о централизованно контролируемой операции под руководством экспертов.

«Шокированный – это не то слово. Я взбешен, – сказал в эфире министр культуры Украины Александр Ткаченко во время осмотра разграбленного Херсонского художественного музея, заметно расстроен. – Если бы они украли наше наследие, они верят, что мы бы не жили и не творили. Но мы будем.

У украинцев тяжелые бои. Рои дронов уничтожают критически важную инфраструктуру, погружая тысячи людей во тьму. Огромные территории на юге и востоке остаются оккупированными, а каждый третий украинец вынужден бежать из дома.

Но даже несмотря на войну, группа украинских юристов и искусствоведов день и ночь работает над сбором доказательств для того, что станет будущим преследованием культурных преступлений. Из тускло освещенных офисов в морозных домах без электричества и отопления, в перчатках и шерстяных шапках в помещении они составляют тщательные списки исчезнувших предметов, прочесывают музейные записи и пытаются идентифицировать потенциальных свидетелей и коллаборационистов, которые могли помочь россиянам.

Украинцы также сотрудничают с международными художественными организациями, такими как The Art Loss Register, чтобы отследить награбленные произведения.

«Каждый на артринке настороженный, – сказал Рэтклифф. – Каждый аукционный дом, который увидит материалы из Украины, начнет задавать много вопросов».

По его словам, организация уже зарегистрировала более 2000 предметов из Украины, которые, как считают, украли.

Украинцы обвиняют россиян в нарушении международных договоров, запрещающих хищение предметов искусства, таких как Конвенция о защите культурных ценностей в случае конфликта 1954 года. Договор, созданный после Второй мировой войны, призывает подписавшихся «запретить, предотвращать и, если необходимо, прекратить любую форму кражи» культурных ценностей. Его подписали и Украина и Россия.

Но россияне перевернули нарратив и представили свои действия не как воровство, а как увольнение.

«Без паники», – говорил Кирилл Стремоусов, заместитель председателя оккупационной администрации Херсона, когда в октябре объяснял, что произошло с исчезнувшими из Херсона статуями. Он отметил, что когда боевые действия прекратятся, памятники “обязательно вернутся”, и что “все делается в пользу сохранения исторического наследия Херсона”. Статуи еще не возвращены.

Многие картины похищены из Херсонского художественного музея, включая любимые классические произведения, такие как Пике на берегу реки. Закат» миниатюриста Ивана Похитонова и «Осенняя пора» Георгия Курнакова недавно появились в музее Крыма, который Россия отобрала у Украины в 2014 году.

Директор музея Андрей Мальгин привел знакомое обоснование. «У нас есть 10 000 штук, и мы их инвентаризируем», – сказал он испанской газете El País. Он сказал, что его музей хранит коллекцию для защиты.

Это не первое вмешательство России в украинское искусство или культуру. На протяжении сотен лет при Российской империи, а затем в 20 веке в советское время Москва постоянно пыталась подавить украинский язык и все, что укрепляло украинскую идентичность.

После захвата Россией Крыма Интерпол заявил о розыске 52 картин украинских художников, незаконно переданных в художественный музей в Симферополе.

Поэтому в этот раз, когда в феврале разразилась война, украинские чиновники поспешили завернуть открытые статуи в оболочки из мешков с песком и перенести драгоценные произведения искусства в подземные хранилища. Но россиян было не так-то легко сдержать.

В Мелитополе русские солдаты похитили директора и смотрителя художественного музея, а в конце концов нашли в подвале скифское золото, спрятанное в картонных коробках.

В Херсоне после бегства Алины Доценко в Киев пророссийские коллаборанты захватили художественный музей. В августе хорошо одетая делегация из крымских музеев прибыла, чтобы осмотреть экспозицию. Но у них не было много времени. С трех сторон наступали украинские войска. В октябре российский контроль над Херсоном разрушался быстрее, чем ожидалось. В художественный музей бросились российские агенты, чтобы поскорее все вывезти.

«Вывоз состоялся с участием специалистов музея, но с грубыми нарушениями транспортировки и упаковки произведений, – рассказал Виталий Титич, украинский юрист, входящий в спецподразделение по документированию военных преступлений против культурного наследия Украины. – Картины спешно вынимали из рам, разбивали рамы, также повреждали или разрушали культурные объекты».

“Многие произведения, – жаловался он, – будут потеряны”.

Ходить сейчас по музеям Херсона удручает. Практически все тысячи картин, написанных маслом, хранившиеся в подвале художественного музея, и документирующие компьютерные записи исчезли.

«Я дочь офицера, который воспитал меня сильной, но я две недели проплакала, – сказала Алина Доценко, 45 лет проработавшая в художественном музее. – Нет, я не плакала, я плакала. Я грызла стены. Я грыз».

Через дорогу в Херсонском краеведческом музее одна за другой стоят разбитые витрины. Денис Сикоза, инспектор культурных объектов Херсонского правительства, стоял перед останками изысканной стеклянной чашки пятого столетия, всматриваясь в черепки.

«Они сломали это, пытаясь украсть, – тихо сказал он. – И был только один такой».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

У представителей УПЦ (МП) из Десятинного монастыря был шанс спокойно переехать в другое место

После появления храма-МАФа на территории музея началось противостояние между его новым руководством и представителями Московского Патриархата. Сначала священники во главе...

Актуально