Среда, 8 мая, 2024

Второе пришествие и конец света – не трагедия и угроза, как часто воспринимают это в массовой культуре, но повод для радостной надежды, – Митрополит Епифаний

Must Read

Одна неделя отделяет нас от начала Великого поста. И сегодня, в отличие от предыдущих воскресных дней, мы слышим из Писания не притчу, но пророчество Господне, побуждающее нас к деятельной любви и милосердию.

Об этом сказал Предстоятель ПЦУ в своей проповеди сегодня. Дальше её полный текст.

«В предыдущие воскресенья мы слышали притчи о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Господь через обобщенные образы подавал нам наставление о молитве и покаянии, побуждал к смирению, предостерег от гордости. Сегодня мы слышим из Евангелия уже не притчу, но извещение об истинном будущем, о событиях, которые действительно должны произойти во время завершения нынешней истории человечества. Ибо притча, как способ возвещения откровения Божия, есть аллегория. А ныне мы слышим пророчество – это уже не аллегория, а непосредственное известие о будущих событиях.

Почему следует подчеркнуть это? Для того чтобы мы глубже осознали значение услышанных ныне из Писания слов. Ибо они указывают нам не на символы, знаки или образы, а на реальность, хотя и не осуществлённую ещё, потому что эта реальность произойдет в будущем.

Господь наш Иисус Христос действительно придёт во второй раз, но придёт не в смирении, как это было в евангельские времена Его земной жизни, но в полноте Своего величия и славы, как Царь и Вседержитель. Писание во многих местах явно указывает на это. Исповедание истины о втором пришествии есть незыблемый догмат, о чём вспоминаем в нашем Символе веры.

Сын Божий придёт во славе не просто для того, чтобы явлением Своего величия поразить народы и постыдить неверных и их суетное пустословие, отрицающее бытие Божие и отвергающее истину Евангелия. Христос придет для того, чтобы положить конец действию греха, окончательно связать зло, преодолеть смерть и воскресить всех умерших, совершить суд над дьяволом и над служившими ему и поступающими по воле лукавого. Итак, второе пришествие будет не просто величественным зрелищем, необычайность которого тоже провозглашена в Писании, когда славу Божию можно будет видеть в небесах во весь круг горизонта.

Однако и само это величие, и исключительность тоже являются важными признаками истинного второго пришествия. Ибо они предостерегают христиан от заблуждения лжепророков, от появления лжец, которые будут выдавать себя за Христа. Ведь со времени Вознесения Господня до сих пор много было обманщиков, которые говорили, что они – Христос, пришедший снова. И ещё много таких появится к концу века. Но никому из них нельзя верить, потому что мы знаем, что второе пришествие будет не таинственным, будет возвещено не только для избранных, но через славу и величие Божие будет явлено одновременно для всего мира: для верных и неверных, для живых и даже для умерших, которые при этом воскреснут.

Следующая истина, которую следует подчеркнуть в наших размышлениях над услышанными ныне словами Евангелия, это то, что второе пришествие и конец света – не трагедия и угроза, как часто воспринимают это пророчество в массовой культуре, но повод для радостной надежды. Ибо когда говорим «конец света», то для многих это выражение означает катастрофы, природные катаклизмы и разрушения, общественные волнения и войны между народами, смертоносные напасти и другие подобные вещи. Христиане также вспоминают об извещенном непродолжительном, но чрезвычайно жестоком господстве в мире антихриста – человека, который с помощью сатаны сосредоточит в своих руках власть над человечеством и будет подвергать Церковь и её верных невероятным гонениям.

Действительно, все это сказано в Писании и признаки приближения конца света – именно такие, страшные и трагические. Но это признаки, а не сам конец света и не его сущность. Ибо история мира сего завершается не трагедией, не хаосом и разрушением, не господством зла через власть антихриста. История мира сего завершится торжеством истины, явлением Сына Божия, победой над злом, поражением дьявола и всех его слуг.

Конец света будет означать и конец временной смерти, ибо во время пришествия Христова все мертвые оживут, состоится всеобщее воскресение. Силой Божией бессмертные души соединятся с обновленными телами для жизни вечной, все человечество изменится. И каждый человек, начиная от Адама и завершая последним младенцем, зачатым в те будущие дни, но еще даже не родившимся, все предстанут перед Господом Иисусом Христом. Предстанут для суда, который именуется страшным.

Почему этот суд – страшен? Он страшен не в том значении, в котором мы употребляем это прилагательное обычно, когда хотим указать на то, что нас пугает. Страшным он называется потому, что он окончательный и неизменный. Ибо всякий суд, не только человеческий, но даже и Господний, к тому времени может ещё измениться. До вынесения окончательного приговора грешники ещё надеются на милосердие Божие. Но после Страшного суда воров ждут муки вечные, а праведников – вечная блаженная жизнь.

К чему нас должно побуждать знание этих истин о предстоящих событиях? Разве только до страха? Или до простого ожидания? К попытке увидеть в текущей истории знаки того, насколько мы близки к концу света? Эти знания должны побуждать нас к покаянию в наших собственных грехах и к деятельной любви.

Будем мы бояться или нет, осознавать неизбежность конца света этого или будем легкомысленно относиться к этим пророчествам – от этого реальность, извещенная Писанием, не изменится. Христос в должное время придет во славе, Он будет судить живых и мертвых, Его Царству не будет конца.

Праведники наследуют это Царство, и как дети Божьи будут жить вечно в блаженном единении с Небесным Отцом. А грешники будут окончательно осуждены и наследуют страдания, предназначенные для дьявола и его слуг.

Поэтому нам следует не над тем размышлять, случится ли конец света или нет, и как скоро он наступит, но над тем, чтобы во время окончательного суда Божьего мы были среди тех, кого Христос поставит направо Себя, а не налево, как мы ныне слышали с Евангелие. Ибо направо будут поставлены праведники, а налево – подлежащие осуждению.

И по каким признакам будет совершаться окончательный суд? Господь даёт эти признаки, которые можно назвать проявлением деятельной любви к Богу через любовь к ближним. Жаждущего поить и накормить голодного, дать одежду нагому, приютить путника, посетить больного и заключенного, послужить всякому, нуждающемуся в милосердии и помощи – вот как проявляется любовь к ближним, которую Христос оценивает как совершённую по отношению к Нему Самому.

В последний великий день истории мира сего Сын Божий придет в величии Своей славы. Но к каждому из нас Он приходит на протяжении нашей жизни в образе глубокого смирения, в образе немощных, страждущих и нуждающихся. Трудно, даже невероятно не признать Сына Божия для тех, кто увидит всю славу Царя, когда Он явится в небесах, окруженный ангелами. Но Господь даёт нам возможность признать Его не из страха от величия, но из жертвенной любви.

Кто-то может сказать, что он не был научен словам Писания, не узнал науки Церкви, что он не видел достойных примеров праведной жизни и потому не выполнил заповедей, как положено. Да, возможно в силу разных обстоятельств ты не увидел Христа. Но разве ты не видел немощного и нуждающегося? Не видел голодных, бездомных? Не видел беглеца от войны и насилия вражеского, потерявшего всё из-за злобы и жестокости разрушивших его дом чужестранцев? Разве в течение твоей жизни не встречались тебе те, кто нуждался в любви и милосердии?

Каждый человек видел таких людей и в жизни каждого они встречаются. И даже если ты не знал заповедей, не читал Евангелия, не пришел к истинной вере – разве голос совести не был дан тебе? Разве в твоём сердце не звучал голос природного сострадания, который заложен Творцом в душу каждого человека? Если ты видел нуждающихся, то по слову Евангелия, которое мы слышали, ты точно видел Христа. И всё что ты сделал или не сделал для нуждающегося в милосердии – ты сделал или не сделал для Сына Божьего.

И в этой истине – завершение наших размышлений над услышанными ныне словами о Страшном суде. Господь, будет судить всё человечество не по таинственным и непонятным критериям, не произвольно, но совершит суд по простому признаку любви к ближним. Любви, которая является проявлением и любовью к Богу.

Об этом мы должны помнить всегда. Но особенно вспоминаем об этом накануне Великого поста для того, чтобы побуждать себя к двум вещам – к покаянию в грехах и исправлению и деятельному милосердию. Ибо пост состоит не просто в том, чтобы больше молиться, каяться в грехах, воздерживаться от определенного рода пищи. Всё это важные составляющие поста, но ими он не исчерпывается. Истинный пост, угодный Богу, должен быть соединен с делами любви, делами милосердия, с заботой о ближних в их нуждах.

Такого доброго поста я желаю всем нам, дорогие братья и сестры! Чтобы мы и в дни святой Четыредесятницы, и во все дни нашей жизни умножали дела благие, плодом которых будет вечная жизнь, унаследованная в Царстве Отца нашего, что на небесах. Аминь”.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В сети показали огромное количество людей в собор ПЦУ в Виннице

В этом году в Свято-Преображенский Собор ПЦУ в Виннице на Пасху съехались тысячи человек, образовав рекордную очередь из желающих...

Актуально