Воскресенье, 3 марта, 2024

Москва и Патриарх Кирилл подталкивают УПЦ (МП) к расколу, – Екатерина Щеткина

Must Read

После расстрела Спасо-Преображенского собора в Одессе трещины появились в фундаменте УПЦ (МП).

Об этом в своём блоге для Зеркала Недели пишет религиозный обозреватель Екатерина Щеткина.

Совпадение это или нет, но ракета прилетела по Кафедральному собору УПЦ МП вскоре после словесного «выстрела» со стороны Патриарха Московского Кирилла в адрес дочерней украинской структуры: в докладе на Архиерейском собрании РПЦ Патриарх Московский напомнил, что УПЦ МП — часть РПЦ и имеет часть РПЦ. А тех в УПЦ МП, кто пытается «подыгрывать украинским властям», Патриарх в последний раз «по-доброму» предупреждает: на двух стульях не усидите, придётся выбирать — верность Москве или раскол.

Российская ракета, прилетевшая в святую святых Кафедрального собора в Одессе, поставила эффектную точку в ультиматуме Патриарха Кирилла.

Малороссы должны страдать

Цель для удара была выбрана исключительно точно: Спасо-Преображенский собор Одессы – кафедра Митрополита Одесского Агафангела, одного из строительных и преданных адептов «русского мира» в Украине. Митрополит, однако, в последнее время редко появляется на людях. Он стар и, говорят, прямая агрессия России против Украины сильно его подкосила. Удар по Собору он пережил очень болезненно. Поэтому от имени Одесской Митрополии выступил его викарий – Архиепископ Арцизский Виктор. Его заявление вызвало смешанные чувства — с одной стороны, оно было достаточно резким и чуть ли не впервые в лицо Москве было сказано о церковной независимости УПЦ МП. С другой стороны, и в Украине, и в Москве знают, что эта «независимость» — сплошное лукавство.

Подтверждением этого может быть обращение Митрополита Киевского Онуфрия, поражающего своей беспредметностью и неуместной метафоричностью. Владыка ещё раз не решился назвать виновников происшествия: «вражеский обстрел» в его письме кажется стихийным бедствием. Поэтому главное послание письма — смириться и молиться — выглядит почти логично. Вот только ракета, направленная прямо в алтарь, – это не стихийное бедствие. Поэтому обращение Митрополита Онуфрия повлекло за собой предполагаемую критику с украинской стороны и также предполагаемый пароксизм восторга со стороны московских и некоторых украинских медиа.

С российской стороны поднялась волна обвинений в адрес УПЦ МП в предательстве. Это УПЦ МП «вероломно» воспользовалась «удобным политическим случаем», чтобы совершить раскол с Патриархом Московским. А после расстрела собора – ещё один «удобный политический случай» – наконец-то обнаружила свою настоящую раскольническую сущность.

Если верить в заговоры, можно подумать, что расстрел Собора был спланированной акцией по расчехлению раскола УПЦ МП. “Удобным политическим случаем”, как говорят московские церковные пропагандисты.

Конспирологические подозрения усугубляет то, что пропагандисты, по всей видимости, стояли на низком старте и ждали момента, когда «украинские братья» завоют от боли, — чтобы выскочить, как черти из табакерки, и заорать: «Раскол!».

Интересно и то, что произошло это сразу после Архиерейского собрания РПЦ, на котором, по сути, произошло лишь два заслуживающих внимания события. Первый – доклад с сокрушительной критикой «новой экклезиологии» Вселенского патриарха Варфоломея. Второй — доклад самого Патриарха Кирилла, где он обвинил свою украинскую паству в трусости, беззастенчивости и «сползании в раскол». Причина — часть УПЦ МП отказывается поминать Патриарха как «Господина и отца» на фоне полномасштабной войны, в которой сам Патриарх Кирилл выступил на стороне Геноцида украинского народа.

И всё же прилёт прямо в Алтарь Кафедрального Собора – это уже слишком.

Принуждение к расколу

Это было бы «слишком». Но, кажется, Патриарх Кирилл поверил, что Украину ему не удержать. Всё, что он делает сейчас, от речей на собрании до благословения ракет, уничтожающих украинские храмы, это одновременно месть украинцам и повод обвинить их в собственных грехах.

Патриарх Кирилл изо всех сил подталкивает УПЦ МП к разрыву. А УПЦ МП сопротивляется и никак не хочет делать того, о чём ей буквально кричат в уши. Патриарху Московскому крайне необходимо, чтобы УПЦ МП его «изменила». Или, чтобы её «разрушила укронацистская власть». В общем, чтобы УПЦ МП страдала — страдала сильно, болезненно и на весь мир. Патриарху нужно показать, что РПЦ — церковь-мученица. Что она терпит тяжелые потери и от внешних, и от внутренних врагов: англосаксов, укронацистов, униатов и криптораскольников.

Только так она сможет оправдать канонический беспредел, который Московский Патриархат совершил на временно оккупированных территориях Украины, где фактически украл в УПЦ МП около десятка епархий. В одном из чувствительных и циничных комментариев должностных лиц РПЦ очень простое объяснение украинским «трусам», почему Патриарх был буквально вынужден поступить так. Потому что украинская паства, как и сказал Патриарх, «трусы»: Киевская митрополия УПЦ МП «не сумела защитить» своих верующих. “Поддалась на шантаж” со стороны “нацистской власти” – перестала поминать Патриарха Кирилла. То есть, как отметил на собрании Патриарх, «сползла в раскол».

Низменностью и цинизмом руководства РПЦ никого не удивишь, поэтому констатируем без удивления: в Московской Патриархии аннексию канонической территории УПЦ МП называют «спасением».

Что поделаешь, если оправдать своё преступление – каноническое и человеческое – больше никак нельзя, кроме как обвинив в нём жертву? Виктимблейминг – любимая игра россиян.

Но вот что интересно: на Архиерейском собрании, несмотря ни на что, обвинения в расколе УПЦ МП так и не было предъявлено: она ещё не в расколе, только «сползает». Речь Патриарха была «последним предупреждением» – желтой карточкой УПЦ МП. В игре, в которой Патриарх Московский оставляет за собой роль главного арбитра.

Константинополь – не мать

Вторую желтую карточку на этом собрании получил Вселенский патриарх. Она имела вид доклада Митрополита Иллариона (Алфеева) о «новой экклезиологии» Вселенского Патриарха Варфоломея. Если собрать все обвиняемые в докладе Патриарха Варфоломея, то они, по мнению комментаторов-богословов, потянут на полноценное обвинение в ереси. Но слова «ересь» ни в документе, ни в решении собрания нет. Как и окончательного обвинения в расколе в адрес УПЦ МП.

Особенно отмечена в докладе «претензия» Патриарха Варфоломея на роль верховной апелляционной инстанции в мировом православии: он якобы «присвоил» право отменять решения, принятые в других православных церквях. И прежде всего решение о лишении сана и других санкциях в отношении священнослужителей. Так, Патриарх Варфоломей восстановил в сане лидеров украинских автокефальных церквей, подвергнутых анафеме в РПЦ. А в последнее время отменил запреты, наложенные на священников РПЦ, которые отказывались поддерживать агрессивную политику Кремля и СВО со стороны собственного священноначалия.

В Москве прекрасно понимают: стоит им объявить, что УПЦ МП — раскольники и не имеют благодати, Вселенский Патриарх не заставит себя ждать с возобновлением украинских иерархов в их статусе и правах. И заранее сообщают, что не признают это решение. Следовательно, все, кто в УПЦ МП всё ещё готов поверить в единоличное право Патриарха Московского распоряжаться божественной благодатью, не имеют другого выбора, кроме как оставаться в единстве с ним. И, конечно, пострадать за свою веру и преданность от рук укронацистов.

Однако в Московской Патриархии, похоже, невысоко оценивают свою возможность сохранить сколько-нибудь заметную часть УПЦ МП. И пытаются эту свою утрату уже не предотвратить, а объяснить, почему сама Московская патриархия и её Глава не виноваты в развале РПЦ. Она пытается убедить себя и своих в том, что потеряла Украину не в результате политического самоубийства, а из-за коварной игры и прямой агрессии «преступных сил Запада», к которым примкнул Вселенский Патриарх.

Две желтые карточки, которые приготовили на Архиерейском собрании — для УПЦ МП и Вселенского патриарха, — согласно правилам игры, превратятся в красную, если эти двое игроков решат объединиться. То есть в случае, если Патриарх Варфоломей примет раскольников из УПЦ МП под своё покровительство, его обвинят в ереси. А мировое православие получит ту самую «вторую большую схизму» — раскол, который по глубине и мощи равен расколу между католической и православной церквями, которым Московский Патриархат пугает мир с 2018 года.

Готовность погубить мир в том случае, если победа России окажется невозможной, имеет и церковное выражение. Вот только раскол, к которому Патриарх Кирилл готов склонить свою церковь, мир переживет гораздо легче, чем сам Кирилл и вверенная ему РПЦ.

Прощай, империя

Патриарх Московский пытается убедить православный мир в том, что Вселенский Патриарх не имеет права мешать другим поместным церквям, разбираться со своими оппонентами — вплоть до анафем. Но как православный мир готов принять право Патриарха столичного раздавать «красные карточки» другим поместным церквям и их Предстоятелям?

Этот вопрос неудобен для Патриарха Кирилла. Но что ему остаётся, кроме как соблюдать повестку дня, прописанную в Кремле? Кремль же требует от него, бывшего блестящего церковного дипломата, западника, влюбленного в альпийские пейзажи, замкнуться в «крепости в осаде» и променять блестящую имперскую политику на скудный «национальный проект» в пределах Московской Орды.

Для Орды всё это достаточно естественно — сжигать хлеб, разрушать церкви, похищать детей. Все в этой истории наконец-то становится на свои места. И выбрать своё место в ней, соответственно, становится легче. В том числе и тем, кто так долго молился на «Святую Русь».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Епископ Команский Михаил о притче, о блудном сыне: Искреннее покаяние ведёт к спасению

3 марта в Ставропигии Вселенского Патриархата в Украине – Андреевском храме Экзарх Вселенского Патриарха Епископ Команский Михаил совершил Божественную...

Актуально