Пятница, 3 мая, 2024

Рождественское послание Предстоятеля ПЦУ Митрополита Епифания

Must Read

Рождественское послание преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному монашеству и всем православным верным Украины

Дорогие братья и сестры!

Христос родился!

Славим Его!

Сейчас снова, как и каждый год, с особой духовной радостью мы вспоминаем ангельские слова, которые более двух тысячелетий назад были возвещены пастухам на поле у Вифлеема, а по их свидетельству обращены и к человечеству: «Не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость, которая будет для всего народа: для вас сегодня в городе Давида родился Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10–11).

Воистину свершилось то, о чём Бог дал обет ещё прародителям Адаму и Еве, когда после грехопадения не оставил их без надежды на избавление от зла, но возвестил им о предстоящем рождении Спасителя мира. Свершилось с верой то, чем жили праведные из рода в род. Совершились пророчества, которые за многие столетия до Рождества Христова утверждали истину явления в мир Сына Божия. Одним из таких предсказаний являются слова пророка Исаии, которые ныне торжественно звучат за Богослужением в наших храмах: «Ребенок нам родился, – нам дано Сына. Власть на Его плечах, и дадут Ему имя: Удивительный Советник, сильный Бог, Отец вечности, Владыка мира» (Ис. 9: 5).

Обратим внимание, дорогие братья и сестры, что слова Писания подчеркивают как важную истину того, что Спаситель рождается для нас, для людей, Сын даётся нам. Христос рождается не для Себя Самого, но «для нас, людей и ради спасения нашего», как свидетельствует и Символ нашей веры.

Сын Божий как второе Лицо Пресвятой Троицы предвечно рождён от Отца. И это предвечное рождение есть вне времени и пространства, есть ко всякому творению. Это рождение – тайна божественного бытия, необъятная для человеческого понимания, но открытая через веру как неизменная истина.

«Как Отец имеет жизнь в Себе, так дал и Сыну мать в Себе жизнь» (Ин. 5: 26), – свидетельствует нам Евангелие. Только Бог имеет жизнь в Самом Себе, и слово Его открывает нам, что Отец через таинственное предвечное рождение эта самобытная жизнь даёт Сыну. Поэтому Сын есть во всем равный с Отцом, единственной с Ним сущности, Бог истинен от Бога истинного.

Это предвечное рождение не связано ни с человеком, ни в целом с миром, ибо оно есть до появления всякого творения, к возникновению времени и пространства. Рождение же, которое мы сегодня торжественно прославляем, совершено во времени и пространстве, и связано оно с миром и непосредственно с человечеством. Сын Божий через Духа Святого от Девы Марии рождается также как Сын Человеческий. Тот, Кто как Бог рождён предвечно, ныне рождается как Человек в пространстве и времени – в Иудейском Вифлееме в дни римского кесаря Августа.

Сын Божий добровольно ограничивает Себя и подчиняется условиям сотворенного бытия, став человеком, не ради Себя Самого, но ради нас и ради нашего спасения.

Первообразованный Богом человек упал, согрешил, открыл свою природу для действия зла, стал подвластным страданиям и смерти. И сам по себе человек уже не мог освободиться от этого ига и рабства. Но и Бог внешне не мог вернуть человека в безгрешное состояние, ибо падение прародителей произошло вследствие хоть и ошибочного и злого, но их собственного выбора. Свобода, которая отличает человека как образ Божий, незыблема, и только человек сам определяет «да» или «нет». Поэтому ради восстановления человека и мира, ради освобождения человечества от рабства греха и смерти должен родиться Спаситель. Должен был прийти Тот, Кто одновременно как человек имеет естественное единство со всеми людьми, но также имеет силу и власть как Бог, чтобы как Бог преодолеть бездну человеческих грехов, но и как человек совершить то, что будет иметь последствия для самой человеческой природы и к чему как к источнику вечной жизни будут способны приобщиться все люди.

До Рождества Христова человечество, и особенно праведники, жили в вере и ожидании прихода Того, Кто избавит от рабства, Кто восстановит человека для жизни вечной. Рождество Христово стало исполнением этого ожидания. Благодаря рождению для нас Сына Божия как Сына Человеческого, благодаря Его служению, Его крестной жертве и воскресению из мертвых зло потеряло своё безраздельное господство. Благодаря Сыну Божьему человек перестал быть безусловным рабом дьявола, смерть стала лишь временной и будет окончательно уничтожена из-за всеобщего воскресения в последний великий день земной истории, во время второго и славного пришествия Христова.

Именно в этом великая радость, о которой возвещают нам ныне ангелы, воспевая и прославляя Рождество Христово. Сын Божий воистину родился для нас как Спаситель, как Победитель смерти, как Освобождающий нас от оков вечных. Царство Божие приблизилось к нам. Небеса прислонились к земле. Создатель соединяется с творением. Нищий вертеп и смиренные ясли принимают Того, Чью величие и славу не могут вместить небо и земля.

Бог Предвечный родился во времени, чтобы уничтожить смерть и восстановить нас для вечности. Сын пришел с небес, чтобы спасти человечество и открыть нам небеса и рай. Христос начинает Своё земное служение, плод которого – возможность спастись для каждого. Кто верует в Господа и принимает Его, кто слышит голос Его и приобщается к собранию призванных, присоединяется к Церкви, которая есть Тело Его.

Всё, что нужно для нашего спасения, Бог уже совершил, однако только от каждого из нас лично зависит, примем ли мы этот дар. Сам пример Рождества Христова показывает, что одни, как пастухи и восточные мудрецы, с радостью приняли известие о рождении Спасителя и поклонились Ему, а другие, как царь Ирод, через известие о Рождестве Христов наполнились лишь большим озлоблением.

Христос рождается для нас, но от нашей личной воли, от нашего выбора зависит, как мы принимаем Его как пастухи и волхвы, или как Ирод. Открываем ли мы для Него своё сердце и свою жизнь, приносим ли Ему в дар свою любовь и плоды добрых дел? Или, наоборот, хотим изгнать Его из жизни собственной и общественной, чтобы жить и дальше безбожно?

С самого начала земной жизни Младенца Иисуса хотели убить. И, наконец, человеческая злоба распяла Его на кресте и похоронила в гробе, думая, что смерть способна унести Его навсегда. Однако Бог наш – Бог жив. Сколько бы ни желали грешные люди избавиться от Бога, но Он Есть. И Рождество Христово как праздник каждый год снова и снова напоминает об этой истине.

Оно и ныне, как и два тысячелетия назад, призывает людей изменить свою жизнь земную, внутренне измениться по призыву Евангелия, чтобы обновиться для жизни вечной. И оно утверждает в нас веру в то, что какую бы силу и могущество временно не проявляло зло, Бог непременно восторжествует. Зло терпит поражение. Свет отгоняет тьму. Смерть исчезнет, и даже мертвые – воскреснут, потому что Христос действительно, воистину родился!

Дорогие братья и сестры!

С такими соображениями мы отмечаем сейчас Рождество Христово. Среди горя и страданий войны, среди боли потерь мы всё равно празднуем, ибо Рождество Христово для нас не только и не столько время развлечений и подарков, сколько свидетельство победы правды и добра и непременного поражения зла.

В эти праздничные дни мы с особым чувством возносим молитвы за наших воинов и за всех, кто на фронте и в тылу сражается со злом, с русской агрессией и приближает победу. Мы просим наших защитников Божьей защиты и помощи, а для всей Украины и мира – победы правды и справедливого мира.

Мы молимся о наших братьях и сестрах, которые отмечают эти праздничные дни в неволе, на временно оккупированных российским врагом украинских землях. Вспомним в молитве о наших военных и гражданских пленных, о заложниках и несправедливо заключенных и попросим у Господа для них защиты и скорейшего освобождения.

Вознесем молитвы о беженцах и вынужденных переселенцах, за разделенные войной семьи, и пусть с ними будет милость и помощь Божия. Сам Христос был вынужден бежать от злобы Ирода, поэтому милость Господня есть со всеми невинно страдающими.

Поздравляю с Рождеством и Новолетием Президента и всех, на кого возложена ответственность в государстве и местных общинах служить украинскому народу. Пусть Господь вдохновляет вас мудростью и помогает в борьбе с врагом!

Сердечно поздравляю каждого из вас, дорогие братья и сестры, кто слышит или читает эти слова! Поздравляю полноту нашей Поместной Православной Церкви, христиан Украины и весь украинский народ!

Христос родился! Славим Его!

Митрополит Киевский и всей Украины,

Предстоятель Православной Церкви Украины  Епифаний

Рождество Христово,

25 декабря 2023 года Божьего,

г. Киев.

 Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия поставляет нефть Северной Корее в обход ограничений ООН – СМИ

Американская сторона планирует наложить дополнительные санкции на Россию из-за того, что она тайком поставляет нефтепродукты в Северную Корею в...

Актуально