Пятница, 17 мая, 2024

Рождественское послание Вселенского Патриарха Варфоломея

Must Read

Патриаршее послание на Рождество Христово (2022)

+ Варфоломей,

Милостью Божией Архиепископ Константинопольский,

Нового Рима и Вселенский Патриарх,

Всей полноте Церкви,

Благодать, милость и мир

От Христа Спасителя, рожденного в Вифлееме.

Честные братья Архиереи,

Возлюбленные чада в Господе,

Сегодня наша Святая Церковь празднует Рождество во плоти предвечного Сына и Слова Божьего, эту «чужую и странную тайну», которая «от веков и от поколений сокрыта» (Кол. 1:26). Во Христе окончательно открывается правда о Боге и человеке, которого по богословски объясняет св. Кирилл Александрийский: «Мы люди по природе, но Он ради любви спустился к божественной природе, и стал человеком. Мы являемся рабами Бога по своей природе как Его творение, но Он снова стал рабом вопреки божественной природе, когда стал человеком. Но верно и обратное: «Он есть Бог, по сути, и мы по благодати можем подняться к тому, что противоречит человеческой природе. Ибо мы люди, а Он Сын по природе; но мы также становимся сыновьями по статусу, поскольку призваны к общению с Ним»[1].

«Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Господь наш Иисус Христос есть «дорога, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6), освободитель человека «от рабства врага». Нет жизни и свободы без Истины или вне Истины. Придание любого смысла, к которому мы стремимся, нашей жизни не свобода, а современная версия первородного греха, нашего самозамыкания в пределах самодостаточной и корыстной независимости, без восприятия истины как отношения с Богом и нашими ближними. Рождество – время для самопознания, для понимания разницы между тем, как «Бог стал человеком» и как «человек действует как Бог». Это время для осознания христианского учения о том, что «мы говорим не о том, что человек становится Богом, а о том, что Бог стал человеком»[2].

Благовещение о Рождестве Христовом сегодня раздается громом войны и бряцанием оружия в Украине, которое переживает ужасные последствия провокационной и несправедливой захватнической войны. Для нас, христиан, все войны есть убийство наших братьев; все они гражданские войны, которые, как провозгласил Святой и Великий Собор Православной Церкви, являются «результатом присутствия зла и греха в мире»[3]. В случае Украины ещё более актуальны слова св. Григория Паламы о его одновременных кровавых конфликтах между православными верными в Салониках: «Ибо их общей матерью-воспитательницей есть святая Церковь и благочестие, которого начальник и доверитель является Христос, истинный Сын, который не только является нашим Богом, но и изволил быть нашим братом и Отцом»[4].

В лице Христа было достигнуто «объединение под его главой» всего, появление единства внутри человеческого рода и святости человеческой личности, открытие пути к «подобию Божию» и явлению мира, «превосходящему всякий разум» (Флп. 4:10). Христос является «нашим миром» (Еф. 2:14), и именно Христу посвящена историческая и символическая Святая церковь «Святой Ирины» (Святого Мира) в граде Константина.

Наш Спаситель благословляет «миротворцев», потому что «назовется сынами Божиими» (Мф. 5:9). Он пропагандирует идею праведности и любви даже к нашим врагам. Во время Божественной Литургии Православная Церковь молится за мир с неба и за мир всего мира. Во время Литургии Василия Великого молимся и прославляем Подателя всех благ: «Мир Твой и любовь Твою даруй нам, Господи Боже наш; ибо Ты дал нам все. Как получатели и высшие получатели всего от Бога, мы обязаны больше, чем кто-либо другой, стремиться к миру согласно Священному Писанию: «Кто получил много, с того более потребуют» (Лк. 12:48). В этом смысле все, что совершают христиане вопреки этому принципу, влияет не на христианство, а на живущих вопреки Божественным заповедям.

Никогда в истории человечества мир между людьми не воспринимался как должное. Вместо этого он везде и всегда был результатом вдохновенных инициатив, мужества и самопожертвования, сопротивления насилию и неприятию войны как средства разрешения противоречий, постоянной борьбы за справедливость и защиту человеческого достоинства. Их вклад в мир и примирение является основным критерием доверия религий. Александр Ефреиенко: В религиозных традициях, несомненно, есть побуждение не только к внутреннему миру, но и к продвижению и установлению общественного мира, к преодолению агрессии в отношениях между людьми и народами. Это особенно важно в наше время, когда поддерживается позиция, что мир будет обеспечен в результате экономического развития, повышения уровня жизни, научно-технического прогресса, цифровой связи и Интернета. Мы убеждены, что мир между людьми и цивилизациями не может быть без мира между религиями, без их диалога и сотрудничества. Вера в Бога укрепляет наши усилия для мира и справедливости, даже если эти усилия сталкиваются с непреодолимыми для человека препятствиями. В любом случае недопустимо, чтобы представители религий проповедовали фанатизм и разжигали огнем ненависть.

Преосвященные братья и возлюбленные чада,

Христос рождается, славите Его. Христос сходит с небес, встречайте Его. Христос на земле, встаньте! Следуя наставлению нашего святого предшественника на престоле Константинопольской Церкви Григория Богослова, празднуем Рождество Спасителя мира с духовной радостью «не по-земному, а по-небесному», избегая «всего лишнего и ненужного; особенно тогда, когда другие – сделанные из той же глины и сочетания – страдают от голода и нищеты»[5]. Мы молимся, чтобы все вы могли наслаждаться молитвенными и славными праздниками, как настоящей полнотой времени и сиянием света вечности. Пусть наступающий 2023 год станет периодом мира, любви и солидарности, добротой и благодатью Божественного Слова, которое стало телом для нас и ради нашего спасения, поистине годом праведности нашего Господа!

Желаем вам многих и благословенных лет!

Рождество Христово, 2022

† Варфоломей Константинопольский,

страстный молитвенник перед Богом за всех Вас.

[1] Кирилл Александрийский, Тезаурус о Пресвятой и Единосущной Троице, PG 75,561.

[2] Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, PG 94,988.

[3] Миссия Православной Церкви в современном мире, IV, 1.

[4] Григорий Палама, О мире между собой, PG 151,10.

[5] Григорий Богослов, На праздник Богоявления, то есть Рождества Христова, PG 36,316

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Кадыровец “засветил” позиции рашистов вблизи границы России с Сумской областью (ФОТО)

Команда "evocation.info" нашла страницу офицера подразделения "Ахмат", выложившего фото из Курской области, забыв выключить геолокацию. Таким образом, удалось установить...

Актуально