Четверг, 5 сентября, 2024

DW обсудила итоги парламентских выборов в Грузии с главами представительств немецких фондов на Южном Кавказе

Must Read

На парламентских выборах в Грузии правящая с 2012 года партия «Грузинская мечта» набрала 48% голосов. По итогам голосования в целом, с учетом мажоритарных округов, партия миллиардера Бидзина Иванишвили получила 75 мест из 150 и для формирования большинства ей не хватает одного мандата, на который она рассчитывает после второго тура в конце ноября.

Оппозиционный блок, в который входит и партия осужденного в Грузии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», набрал 27%, но не признает результатов и призывает к протестам. В парламент Грузии прошли еще 7 партий.

Журналисты DW поговорили с немецкими политологами в регионе о том, есть ли повод сомневаться в победе «Грузинской мечты».

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другие организации, наблюдатели которых присутствовали на выборах, признали выборы соответствующими стандартам, хотя и не безупречными. Феликс Хетт, глава представительства близкого к правящей Социал-демократической партии Германии Фонда имени Фридриха Эберта на Южном Кавказе отметил, что критике было подвергнуто то, что граница между правящей партией и государством накануне выборов была размытой.

Это было заметно по сильному контролю местных избиркомов со стороны ее представителей. Международные наблюдатели отметили и присутствие у избирательных участков активистов правящей партии, которые вели списки и смотрели, кто пришел голосовать.

Несмотря на то, что «Грузинская мечта» назвала такую практику обычной, это могло создать атмосферу напряженности и, возможно, запугивания избирателей, считают они. 

Хетт уверен в победе правящей партии. Но вопрос лишь в том, насколько высок ее результат, сказал он.

Глава представительства в Тбилиси, близкого к оппозиционной партии «Союз-90»/«зеленые» Фонда имени Генриха Бёлля, Штефан Майстер также назвал неожиданным высокий результат лидирующей партии, хотя назвал выборы в Грузии относительно свободными и честными по сравнению с другими постсоветскими странами. Он отметил, что по оценке наблюдателей неправительственной грузинской организации ISFED до 4% голосов могли быть сфальсифицированы в пользу правящей партии.

Выборы прошли по новому избирательному закону – 120 из 150 мандатов распределялись по спискам, остальные – по мажоритарным округам.

Кроме того Феликс Хетт удивлен тем, что, несмотря на то, что проходной барьер был снижен с пяти до одного процента, основные голоса избирателей распределились между двумя крупными партиями, а другие получили скромные результаты. Он уверен, что мелким партиям будет нелегко проявить себя, чтобы на следующих выборах преодолеть уже трехпроцентный барьер.

Глава южнокавказского представительства Фонда имени Конрада Аденауэра Томас Шрапель, близкий к правящей в Германии партии Христианско-демократический союз, напомнил об обстоятельствах появления нового закона о выборах.

Напомним, после выступления в грузинском парламенте российского депутата, в Тбилиси вспыхнули протесты, а оппозиция потребовала досрочных выборов. Летом 2019 года с обещанием изменить законодательство выступил глава «Грузинской мечты» миллиардер Иванишвили.

В результате весной 2020 года был принят компромиссный закон о выборах, говорит Шрапель. По его словам, по итогам голосования не произошло фрагментации парламента, а девять прошедших партий – не очень много. При этом Шрапель полагает, что более мелкие партии рискуют стать объектом манипуляций.      

Победа властей и поражение оппозиции – относительны, считают политологи. Одной из причин победы «Грузинской мечты» стал удачный кризисный менеджмент ее правительства в условиях эпидемии коронавируса, уверены они.

Лента

Мнение Розы Габер относительно приостановления работы ряда религиозных ресурсов в Украине

Информационный ресурс "Духовный Фронт Украины", действительно очень важный источник информации, которая должна поступать регулярно и в полной мере в...

Актуально