Среда, 26 июня, 2024

Латвийские страсти в разгаре: РПЦ осудила местный Епископат по желанию автокефалии

Must Read

Обостряется ситуация в области относительно Латвийской Церкви. Как мы рассказывали в наших предыдущих публикациях, в Латвийской Православной Церкви, имеющей статус самоуправляемой части Московского Патриархата, недавно был рукоположен новый Епископ Иоанн (Лишанс), латыш по национальности, которого Латвийский Синод 24 июля этого года избрал на Епископа Валмиерского.

Такое посвящение состоялось без согласования с Москвой. Напомним, что согласно уставу российской Церкви, в Латвии не могут самостоятельно выбирать и поставлять новых иерархов, для этого им нужно разрешение от Московского Синода. Однако, ссылаясь на исторический опыт, Латвийская Церковь самостоятельно избрала и совершила хиротонию нового Епископа.

В Москве сильно возмутились такими действиями своего филиала, поэтому сначала выступили с заявлением, а теперь осудили на Синоде такие действия своих Латвийских собратьев. Окончательный вердикт этой хиротонии, а также её участников, будет вынесен на Архиерейском соборе РПЦ, который неизвестно когда состоится.

Также синодалы напомнили, что пока латвийская просьба об автокефалии не рассмотрит Поместный Собор, никаких действий, выходящих за рамки устава РПЦ, а именно его XII главы – делать нельзя.

Таким образом, Московский синод подал своему Латвийскому филиалу своеобразный сигнал. Вероятно, что им хотят запугать Латвийскую иерархию. Очевидно, что ни поместный, ни архиерейский соборы не признают эту хиротонию, да и вряд ли дарят автокефалию.

Следует отметить, что заявление о рассмотрении автокефалии на Поместном соборе – это умышленное затягивание решения самой просьбы. Ведь как показала новейшая история, Поместные Соборы в Русской церкви, созываются только в случае смерти Московского Патриарха. Их главная цель – это именно избрание нового Патриарха. Остальные вопросы церковной жизни на них даже не рассматриваются.

Поэтому наиболее вероятным сценарием развития события будет следующий: Архиерейский собор не признает эту хиротонию, и категорически осудит действия Главы Латвийской Церкви Митрополита Александра. Не исключительно, что его самого, в лучшем случае, отправят на покой, в худшем – запретят в служении или вообще лишат сана.

Возможен другой вариант, когда хиротонию признают, а Митрополита не накажут. Впрочем, это возможно только в случае полного отказа Латвийской Церкви от автокефалии.

Если Латвийское Епископство на это согласится, то он автоматически столкнется с многочисленными проблемами в самой Латвии. Ведь напомним, что Латвийские власти во главе с Президентом ещё в прошлом году внесло изменения в государственное законодательство, которыми признали Православную Церковь Латвии – автокефальной. Такие действия, как мы уже писали в предыдущих публикациях, не понравились Москве.

Самой же Латвийской Церкви пока приходится маневрировать между государственно-латвийской и церковно-московской властью. Впрочем, этим маневрам когда-то и придёт конец. Сможет ли Латвийская Церковь разорвать с РПЦ окончательно и безвозвратно? Покажет время.

Впрочем, у нее есть такой шанс. Этому способствует много факторов, как и поддержка власти, так и её внутреннее положение. К слову оно гораздо лучше положения того же российского филиала в Украине. Ведь в отличие от так называемой УПЦ (МП) Латвийская Церковь имеет всего три епископа, включая недавно рукоположенного епископа.

Поэтому рассчитывать на какой-либо внутренний раскол в Латвии нет причин. Да и сам факт избрания и посвящения нового епископа свидетельствует о наличии согласия, единства латвийских иерархов о статусе и будущем их Церкви. Каким он будет? Тоже увидим потом.

Сможет ли Москва как-то навредить Латвийской Церкви, если полностью уйдёт в свободное и независимое плавание? Вряд ли, ведь ничего кроме анафем и запретов сделать не сможет. Установить в Латвии новую иерархию вместо старой, ей не удастся. Ведь в таком случае эти Епископы окажутся вне закона. Да и на фоне нынешней ситуации ни один ставленник из Москвы банально не сможет даже приехать в Латвию. Посвятить новых Епископов в самой Латвии, им тоже не удастся, ведь, как мы говорили выше, в Латвии их всего трое.

Поэтому у Латвийской Церкви есть все возможности для самостоятельного бытия. Стоит только не упустить эти возможности. Для этого необходимо обратиться в Константинополь, и именно оттуда ожидать дарения автокефалии. Но хватит ли смелости у Латвийского Епископата для этого шага? Ответ на этот вопрос тоже покажет время. Пока будем наблюдать за развитием события, и описывать их в нашей авторской аналитике!

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Священник ПЦУ резко высказался об истории с Ионафаном: “Пес возвращается к своей рвоте”

В своём недавнем сообщении на социальных сетях священник ПЦУ Илья Истратов высказался об обмене Митрополита Ионафана в Россию, используя...

Актуально