Суббота, 18 мая, 2024

Пусть крестная сила всегда будет с нами и помогает нам побеждать всех врагов – Митрополит Епифаний

Must Read

Вспоминая перед праздником Воздвижения Честного Креста о змее медном, вознесенном в пустыне Моисеем ради исцеления укушенных змеями людей, мы обновляем в себе понимание того, чем образ Креста Господня, чем священное Распятие является для нас – знаком, символом и знамением исцеления и победы.

Об этом говорится в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в пятнадцатое воскресенье после Пятидесятницы.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Сегодня – воскресенье перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который мы вскоре будем чествовать. И напоминанием о приближении этого праздника Церковь побуждает нас обновить осознание значения крестной жертвы Спасителя.

Ведь когда мы чтим Крест, когда поклоняемся ему, когда совершаем особый чин его Воздвижения, то есть молитвенного возвышения, указывающего на историческое событие обретения Креста и его воздвижения над собравшимся народом, услышав радостное известие – все это должно напомнить нам, почему Крест стал для нас знамением спасения. Ибо не само дерево получило такую ​​силу, и не знак креста сам подаёт нам освящение и благословение. Сила Креста имеет источник в жертве Спасителя, которую Он принёс, отдав на распятие Своё тело и пролив Свою кровь.

Предсказывая собственную смерть на кресте, Спаситель напоминает слушателям о медном змее, образ которого Моисей по повелению Божию вознёс над народом Израиля. Ибо случилось, что на людей стали нападать змеи, и от укусов змеиных много умирало. Народ просил Моисея помочь им в этой беде. По откровению от Господа пророк сделал и преподнес змея медному, как было сказано. И всякий, кого укусила змея, когда смотрел на этот образ змея, вознесенного на древе, оставался в живых и яд змеиного не вредил ему.

Медный змей, вознесенный Моисеем, был прообразом Креста Господня. И Спаситель, вспоминая этот прообраз, побуждает нас задуматься о том, что мы, как и сыны Израилевы от змеев, страдаем от грехов.

Грехи поражают нас, коварно нападая, отравляя нас и убивая. Кто может исцелить отравленного? Кто может сделать яд греха бессильным?

Когда смотрим с верой и упованием на возвышенного на древе Сына Человеческого, тогда мы получаем через эту веру исцеление от греховного яда.

Змей давний соблазнил прародителей наших съесть плод из запрещенного дерева. Совершив то, что Бог запретил, человек проявил надменность, оказал сопротивление Всевышнему. Следовательно, змей-дьявол получил над ней власть. Как от укуса змеиного в тело попадает яд и разрушает его, вызывая страдания и смерть, так и от греха, вошедшего в природу человека из-за искушения лукавого, происходит страдание и смерть. И чтобы победить эту ядовитую силу греха Спаситель, именуемый новым Адамом, делает противоположное тому, что совершил наш прародитель.

Адам, будучи человеком, захотел стать богом, а Христос, будучи Предвечным Богом, смиряет Себя, ограничивает и унижает, становясь человеком.

Адам проявляет надменность, противясь Божьему повелению и нарушая его, а Христос проявляет глубочайшее смирение, исполняя волю Отца Небесного даже ценой собственной жизни.

Адам берет с дерева то, что Бог запретил, и потому терпит смерть, а Христос Сам восходит на древо креста, чтобы на нем отдать жизнь и исцелить Адама и весь род человеческий.

Апостол Павел в Послании к Галатам свидетельствует: «Христос искупил нас от проклятия закона, став за нас проклятием, ибо написано: «Проклят всякий, висящий на дереве» (Гал 3:13). Может ли закон Божий проклясть Бога? Безусловно, не может. Что же подлежит проклятию на дереве, когда на нём распинается Спаситель?

Ответ на это также находим в словах апостола: «Те, что Христовы есть плоть, свою распяли со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Страсти и похоти, всякое проявление и всякое действие греха, вошедших в человеческую природу через искушение змея, Спаситель уничтожает на кресте. На них падает проклятие закона, поэтому они умерщвляются, теряют силу и действенность.

И как сила греха, совершённого праотцами, распространилась на всё человечество и даже коснулась всего творения, так сила крестной жертвы, сила смирения, сила послушания перед волей Божией освобождает человечество от смерти, помогает преодолеть яд греховный.

Здесь многие могут задать справедливый вопрос: когда всё сказанное является правдой и Спаситель на Кресте победил грех и смерть, почему люди и дальше грешат и умирают? Мы ведь видим это и в окружающем мире, и в самих себе.

Ответом нам может послужить образ вознесенного Моисеем в пустыне змея. Сам он не спасал людей от укусов, но когда кто-то из укушенных змеями смотрел с верой на медного змея – благодаря Божьей милости оставался невредимым. Грех и смерть в человеческой природе есть следствие выбора прародителей наших, изменить который невозможно. Грехопадение произошло и этого не отменить. Крест Христов и победа, достигнутая через жертву, принесенную на нём, не отменяет прошлого, но даёт новое начало, открывая возможность исцеления уже причиненного человеку вреда.

Смерть действительно побеждена, но окончательно это окажется только в день всеобщего воскресения. Власть греха также побеждена, но приобщается ли каждый к этой победе – зависит от человека. Ведь грех совершил и совершает не Бог, а человек. Потому и отказаться от греха имеет сам человек, а Господь даёт ему силу и способность побороть действие зла.

Как побороть? Смотря на Христа распятого и беря пример с Него. Он смирился перед волей Отца Небесного – и мы должны смирять свою гордыню, преклоняясь перед законом Господним. Он принял распятие – и мы, по наставлению апостола Павла, прибиваем к кресту страсти и похоти, чтобы они не могли уже властвовать над нами, двигать нами, но чтобы приняли древнее проклятие закона Божия и были окончательно уничтожены у нас.

Вспоминая сегодня, в воскресный день перед праздником Воздвижения Честного Креста о змее медном, вознесенном в пустыне Моисеем ради исцеления укушенных змеями людей, мы обновляем в себе понимание того, чем образ Креста Господня, чем священное Распятие является для нас – знаком, символом и знамением исцеления и победы. Поэтому с верой и надеждой вознесем наши глаза и наши сердца к Христу, вознесенному на древо, которое стало орудием животворящим и спасительным. И даже когда ещё продолжают искушения, как змеи, кусать нас, вливая греховный яд – не будем отчаиваться, но снова и снова глаза свои возвращаем к Христу Распятому, и будем от Него через веру получать благодатное исцеление.

И пусть сила крестная, сила любви жертвенной и смирения спасительного всегда будет с нами и помогает нам побеждать всех врагов – видимых и невидимых. Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Хорватии утвердили новое правительство во главе с проукраинским премьер-министром

Парламент Хорватии в пятницу утвердил правительство во главе с проевропейским и проукраинским премьер-министром Андреем Пленковичем, вступающим в должность на...

Актуально