Вторник, 7 мая, 2024

Религиовед объяснила почему «УПЦ» можно официально называть совокупностью епархий РПЦ

Must Read

В течение двух месяцев семь экспертов-ученых изучали официальные документы, чтобы подтвердить или опровергнуть это. Экспертная группа выявила существование связи между двумя Церквами — УПЦ (МП) и РПЦ.

Об этом сообщили в Государственной службе по этнополитике и свободе совести.

Конечно, в УПЦ МП сразу обвинили экспертов в необъективности. Какого развития событий ждать дальше рассказала в интервью “Экспресс” Людмила Филиппович, участница экспертной группы, доктор философских наук, профессор, заведующая отделом философии и истории религии Института философии имени Г. С. Сковороды НАНУ.

— В решении СНБО от 1 декабря 2022 года, введенном в действие соответствующим указом Президента, речь шла о религиоведческой экспертизе Устава об управлении УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским Патриархатом. Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести должна была обеспечить проведение этой экспертизы в двухмесячный срок, — рассказывает Филиппович.

Эксперты тщательно изучали документы.

В частности:

–  Устав об управлении Украинской Православной Церкви, принятый на Соборе УПЦ 27 мая 2022;

–  “Грамоту Алексея II, Божьей милостью Патриарха Московского и всея Руси Митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету” от 27 октября 1990 (упоминается в Уставе УПЦ);

–  Решение Архиерейского собора РПЦ от 25 – 27 октября 1990 года о статусе УПЦ;

–  Действующую редакцию Устава РПЦ от 2017;

–  Письма Митрополита Онуфрия на председателя ДЭСС и другие материалы.

Мы подготовили не только экспертные выводы, но и аналитическую записку, где, в частности, рассматривается как автономия и автокефалия приобретали другие православные Церкви, объясняет религиовед.

— Что есть основным подтверждением существования церковно-канонической связи УПЦ с РПЦ?

— В Уставе об управлении Украинской Православной Церкви, изменения в котором принимал Собор УПЦ 27 мая 2022 года, механически изъяли все упоминания о Московском Патриархате и взаимоотношениях УПЦ и РПЦ.

В этот документ введена норма: “Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своём управлении и устройстве в соответствии с Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 года”. И не конкретизируется, о чём идёт речь — автономию или автокефалию. Ведь православное каноническое право не оперирует таким понятием, как “самостоятельная и независимая в своём управлении” Церковь.

Также в отдельном рассмотрении требуется процедура созыва Собора УПЦ и его статус. Синод УПЦ созвал 27 мая не собор, а не предусмотренное Уставом об управлении УПЦ “церковное совещание”.

Делегаты этого совещания в течение одного дня стали делегатами собора. И это подвергает сомнению легитимность последнего. В конце концов, собирая собор, который должен утвердить самостоятельность УПЦ и разорвать связи с РПЦ, предварительно должны провести голосование во время епархиального собрания, на котором избирают делегатов. Это дало бы представление о позиции священников каждой епархии по поводу изменений в Уставе.

Очевидно, на обсуждение этих изменений у руководства УПЦ не было времени. И вполне возможно, что большинство участников собора даже не видели текст Устава об управлении УПЦ, который, кстати, структурой почти полностью совпадает с текстом Устава РПЦ.

Кроме того, в Уставе УПЦ, написанном на украинском языке, текст о способе поминовения Предстоятеля Церкви изложен на русском языке.

Также мы прорабатывали текст “Грамоты Алексея II…”. Поскольку она издана на основе деяний Архиерейского собора РПЦ — Московского патриархата 25 — 27 октября 1990 года, то изучалось и решение этого Архиерейского собора РПЦ.

К слову, упоминаемую грамоту выдали не УПЦ, образованной решением Харьковского собора, а Митрополиту Филарету как экзарху УПЦ в составе РПЦ.

 В этом документе ясно указано, что именно Митрополит Филарет назначается предстоятелем Церкви. А ещё в этой грамоте отмечено: “Украинская Православная Церковь соединена через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью”.

Это прямое указание на то, что УПЦ имеет канонический статус только благодаря Московскому Патриархату и через него.

В решениях Архиерейского собора РПЦ от 25-27 октября 1990 года наша экспертная группа выделила два пункта. О том, что Предстоятеля УПЦ избирает украинское епископство и благословляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Также, согласно этим решениям, Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель УПЦ является постоянным членом Священного синода РПЦ.

То, что УПЦ — структурное подразделение РПЦ, подтверждается наличием отдельной 10-й главы в Уставе РПЦ, посвященной Украинской православной церкви. В прошлом году на Соборе УПЦ 27 мая эта глава из Устава РПЦ никем не обжаловалась.

В письме Главе ДЭСС Митрополит Онуфрий отметил, что прекратил членство в Синоде РПЦ. Но никаких подтверждающих документов не предоставил.

— То есть сомнений у экспертов относительно того, какие следует сделать выводы, не было?

— Принимая во внимание все изученные документы, УПЦ можно рассматривать как совокупность епархий РПЦ в Украине. В конце концов, тезис о нашей Церкви в Украине высказывали и Президент РФ и его спикер, когда в УПЦ проводились обыски.

— В УПЦ уже называют выводы экспертной группы необъективными. Вы анализировали их доводы?

— В нашем академическом институте мы всегда отстаиваем принципы объективности, внеконфессиональности и мировоззренческого нейтралитета.

Религиоведческая экспертиза очень похожа на медицинскую или правовую.

Мы работаем с текстами. Вот я Устав об управлении УПЦ, принятый 27 мая 2022 года, внимательно прочла трижды.

На одно из заседаний экспертной группы мы приглашали представителя УПЦ, который мог бы разъяснить некоторые моменты, опущенные в письмах Предстоятеля УПЦ к Главе ДЭСС. Пришел их юрист. Но не с документами, которые что-то прояснили, а с заявлением, в котором просил отзывать членов экспертной группы из-за “непрофессионализма”. Вот и все их доводы.

– И как теперь могут развиваться события?

— Следует понимать, что результаты экспертизы не являются основанием для запрещения деятельности УПЦ. Но они могут служить основой для принятия дальнейших решений высшими государственными органами власти.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

“Нужен ещё один Вселенский собор”, – Глава УГКЦ о совместном праздновании Пасхи

Пасхальный вопрос невозможно решить на локальном уровне – нужен ещё один Вселенский Собор. Так прокомментировал Блаженнейший Святослав вопрос, почему...

Актуально