Пятница, 26 апреля, 2024

Скорби и испытания, которые допускает нам Господь – на самом деле приносят нам пользу, если должным образом относимся к ним, – Митрополит Епифаний

Must Read

Сегодня мы во всех храмах Поместной Церкви возносим усиленные просьбы и моления Богу за нашу Матерь-Украину, за приближение победы над агрессором, за остановку нашествия чужестранцев на нашу землю, за справедливый мир для нашей страны. Делаем это с той же верой, с которой слепой возносил свой голос, прося у спасителя милости. И с той же верой принимаем волю Божию, зная, что и скорби, и испытания, которые допускает нам Господь – действительно приносят нам пользу, если должным образом относимся к ним.

Об этом говорится в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в воскресенье, 30 января, сообщает пресс-служба ПЦУ.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Из евангельского чтения сегодня мы слышим рассказ об исцелении слепого, который у дороги в город Иерихон просил милостыню.

Обратим внимание, что слепой называет Господа Иисуса Христа Сыном Давидовым. И не просто называет Его так, но громко кричит, привлекая к себе внимание. Такое именование Спасителя означало веру слепого, что Иисус Назарянин есть обещанный Мессия. Отцом же Иисусовым считался праведный Иосиф. Поэтому именование Его Сыном Давидовым, а не «сыном Иосифа», было проявлением веры, что Иисус есть именно Тот обещанный Богом через пророков потомок царя Давида, пришедшего спасти мир.

Событие, о котором мы слышим сейчас, произошло тогда, когда Господь Иисус Христос направлялся в Иерусалим на праздник Пасхи, где Ему надлежало принять крестные страдания и смерть. И этим чтением Церковь начинает готовить нас к духовному пути, который в следующие месяцы мы должны совершить в приготовлении к Великому посту, в течение самих постовых недель и вплоть до встречи праздника Пасхи.

Время, когда исцеление иерихонского слепца происходит, – это время после трёх лет проповеди, после многих чудес, совершенных Спасителем, когда о Нём стало уже хорошо известно среди народа. Поэтому даже слепой нищий имел возможность узнать других о появлении обещанного Богом Пророка, потомка Давидова и ожидаемого Мессии. Но также это было и время распространения споров, ибо, когда одни люди верили, что именно Иисус есть Христос, другие считали Его лжецом, самозванцем и даже бесноватым.

Итак, когда слепой называет Иисуса Сыном Давидовым, он, таким образом, утверждает при всех свою веру в Него как в истинного Мессию, отвергая сомнения, царившие в отношении Спасителя, в частности, среди фарисеев и книжников. В этом можно увидеть глубокий символизм и будто разоблачение тех, чьё сердце было наполнено лукавством: они имели открытые телесные глаза, могли видеть Господа Иисуса Христа, видеть совершенные Им чудеса и знамения, но даже этим явным доказательствам не хотели верить. А слепой нищий, телесные глаза которого не видели ничего, глазами духовными увидел то, чего не хотели видеть жестокосердие – в Иисусе Назарянине он увидел и признал Мессию.

Таким образом, этот слепец становится словно судьей для всех, кто и во времена земного служения Спасителя, и во все последующие времена по слову Христову, имея глаза – не видят, имея уши – не слышат (Мк. 8:18). Он, человек неученый и ограниченный в возможностях познания из-за потери зрения, видит и осознает истину лучше, чем зрячие и велемудрые.

«Покажи нам знамение, яви нам чудо, и тогда мы уверуем в Тебя!» – так говорили Спасителя не только древние книжники и фарисеи. Эти слова говорят люди снова и снова, с древних времен и до нынешних дней, ставя условием для своего у верования то, чтобы именно для них Бог совершил что-то поразительное и удивительное. Но пример, о котором мы сейчас слышим из Евангелия, свидетельствует, что явление чудес и знамений является следствием истинной веры, а не их предпосылкой.

Слепой ерихонский нищий уверовал не потому, что лично с ним произошло чудо, а наоборот – он получил чудесное исцеление и спасение благодаря, своей вере. Эта истина является тем важным уроком для каждого из нас, который надлежит хорошо изучить и осознать: если хотим познать истину – должны через веру открыть для неё своё сердце, а не наоборот, ждать, пока доказательства и чудеса убедят нас. Ибо кто имеет открытое для веры сердце, тому достаточно и немногих свидетельств, чтобы последовать истине, как сделал это слепец, громко пред народом признавая Иисуса Мессией. А у кого сердце окаменело, то для тех и явные чудеса и знамения станут лишь предметом споров и соблазнов, примеры чего не раз видим в Евангелии.

На что ещё следует обратить внимание, размышляя над прочитанными сегодня словами Писания? На то, как действует Господь, особенно если вспомнить, что после исцеления слепого происходит событие обращения мытаря Закхея, о чём будет нам напоминание через чтение следующего воскресенья. Слепой громко кричит, прося милости, и этим якобы привлекает к себе внимание Спасителя, в то время как к Закхею Господь обращается Сам, называя его по имени и изъявляя желание быть в его доме.

Христос как Сын Божий разве не знает о слепом, разве не видит его желания быть исцеленным, разве не знает о его вере? Почему же тогда Спаситель не поступил с ним, как с Закхеем? Почему слепому нищему пришлось громко кричать и даже преодолевать сопротивление людей, которые просили его прекратить вопли?

Такие вопросы отражают более обобщенные размышления относительно наших отношений с Богом. Для чего предназначена молитва, которая есть наше общение с Богом? Чтобы Он от нас узнал о наших просьбах и потребностях? Но разве Всезнающий не знает о них? Знает, и знает лучше нас самих. Почему Бог не даёт нам все Сам, но побуждает нас обращаться к Нему? Почему иногда будто медлит с ответом на наши просьбы? Почему не подает сразу то, чего мы просим – и нам приходится сильнее возносить рыдания, как иерихонскому нищему?

Господь действует так ради нашего блага. Поэтому мы получаем возможность проявить свою собственную веру, которая является условием спасения. Утвердиться в этой вере, засвидетельствовать её перед другими и тем самым, побуждать в веру ближних. В силу ограничений человеческой природы мы не способны знать всего, и поэтому не можем в полной мере осознать, какой путь для нашего спасения действительно наилучший.

Но то, чего мы не знаем, в полной мере и все совершенно знает Господь. И потому насчёт одних Он будто пребывает в ожидании, будто не слышит, будто не спешит ответить на просьбу, как это было с иерихонским слепым. А насчёт других – Он словно Сам обращается к ним, совершая даже больше того, чего они ожидают, как Спаситель поступил с Закхеем.

Почему в каждом конкретном случае Бог действует так, а не иначе – не можем знать. Но как христиане, должны быть твердо убеждены, что так, как действует Господь, лучше всего. Ибо всякое Его действие побуждается только исключительно любовью и желанием блага для нас.

Дорогие братья и сестры!

Все эти наставления, которые мы получаем через размышления над Евангелием, в нынешний день особенно отдаются в нашем сердце. Сегодня мы во всех храмах Поместной Церкви возносим усиленные просьбы и моления Богу за нашу Матерь-Украину, за приближение победы над агрессором, за остановку нашествия чужестранцев на нашу землю, за справедливый мир для нашей страны. Делаем это с той же верой, с которой слепой возносил свой голос, прося у спасителя милости. И с той же верой принимаем волю Божию, зная, что и скорби, и испытания, которые допускает нам Господь – действительно приносят нам пользу, если должным образом относимся к ним.

Поэтому с особым умилением сердца преподнесём сегодня прошение о защите Украины от происков противников, чтобы Господь остановил и разрушил все их злые замыслы!

Также в завершение, дорогие братья и сестры, я хочу ещё раз, уже лично к каждому из вас, как присутствующих здесь, так и всем, кто видит и слышит, обратиться со словами благодарности за добрые пожелания и молитвенную поддержку, проявленные вами во время моей болезни. Пусть Господь воздаёт вам сторицей, оберегает вас всех в добром здравии, а больным подаёт быстрое исцеление. Богу нашему слава за все!

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку России

Госсекретарь США Энтони Блинкен на переговорах в Пекине с китайским коллегой Ван И выразил серьезную обеспокоенность Вашингтона поддержкой Китаем...

Актуально