Суббота, 4 мая, 2024

Великая Суббота является уникальным днём церковного года: плач превращается в радость 

Must Read

Это единственная суббота в году, являющаяся днём ​​строгого поста: Литургия (св. Василия Великого) в этот день совершается вечером. В тематике этого дня сочетаются глубочайший кенозис Слова Божьего, «даже в ад сошедшего» в поиске падшего Адама, и начало победы над адом и смертью, пишет РИСУ.

«Суббота эта благословенна, потому что ныне мертвый Христос воскреснет на третий день», — поётся в кондаке Великой Субботы. Пребывая посредине между Крестом и Воскресением, Великая Суббота является уникальным днем ​​церковного рока, когда плач превращается в радость.

Утреню Великой Субботы часто называют службой «погребение плащаницы», хотя на самом деле погребению тела Спасителя литургически отвечает вынос плащаницы на вечерние Великой Пятницы. А хождение с плащаницей вокруг храма в Великую Субботу, по замечанию прот. Александра Шмемана, означает победное шествие Иисуса Христа адом и разрушение ада.

Значительную часть утрени занимает пение «Непорочных» — 17-й кафизмы, входящее обычно в воскресные (в современной практике потерянные), субботние и заупокойные богослужения. Пение “Непорочных” чередуется с “похвалами” – небольшими репликами, которые к концу кафизмы становятся все короче. Их тематика постепенно меняется от погребального плача до разрушения ада и ожидания Воскресения. Сразу после кафизмы поются воскресные «тропари после Непорочных»: «Ангельский собор удивился…».

Канон Великой Субботы являет собой произведение трех авторов. К первоначальному четверописцу св. Космы Маюмского (кон. VII – нач. VIII век) в IX веке до полного канона дописали песни св. Кассия, уже упомянутая выше (см. описание служб Большой Среды), она же написала и ирмосы «Волной морской». В конце IX – начале Х века тропари Кассии полностью переписал епископ Идрунтский (Отрантский) Марк, автор первых «Марковых глав» в нашем типе коне. Почему так вышло, до конца неясно. В XII веке Феодор Продром писал, что «мужчины» сочли неприличным соединять четверописец св. Космы с песнями, написанными женщиной. Хотя не исключено, что желание переписать творение Кассии возникло из стремления привести канон к единому виду — с тремя тропарями в каждой песне (в Кассии их было по два) и акростихом (в Кассии отсутствовал).

После канона поется воскресный эксапостиларий «Свят Господь Бог наш», а перед великим славословием — воскресный богородичный «Преблагословенна еси, Богородица Дева» (как и в субботу Лазареву). После славословия происходит ход с плащаницей вокруг храма. В Триоде этот ход обозначен как “вход с Евангелием”, и нынешняя процессия представляет собой развитие практики входа. Вход в конце утрени был особенностью константинопольского богослужения. Впоследствии Евангелие во время процессии входа стали оборачиваться литургическим духом, а позже воздух приобрел самостоятельной литургической функции как плащаница.

В конце процессии после входа в храм читаются Паремия, Апостол и Евангелие. Паремия взята из книги пророка Иезекииля — пророчество о сухих костях, воскресающих по велению Божию. Апостол из послания к Коринфянам говорит о Христе как о «новой Пасхе». Затем поется «Аллилуйя» с воскресными стихами псалма «Пусть воскреснет Бог». В евангельском чтении говорится о страже, поставленном у гроба Спасителя по просьбе первосвященников и фарисеев.

Литургия Великой Субботы совершается в сочетании с вечерней. Эта служба полна крещальной тематики. В прежние времена в этот день был дождь. Для того чтобы было достаточно времени совершить крещение (в баптистерии, за пределами собственно храма), на вечерне предстоит читать значительно большее, чем обычно, количество паремий. Последняя из паремий, пятнадцатая, из книги пророка Даниила, принадлежит уже к чтениям литургии, а не вечерним.

Крещению посвящено апостольское чтение из послания Коринфянам: «Мы все, кто крестился во Христа Иисуса, в смерть его крестились». Этот же отрывок читается и при совершении таинства Крещения. Перед Евангелием вместо обычного «Аллилуйя» поются стихи 81-го псалма «Воскресни, Боже, суды земли…». Во время пения духовенство переодевается из темного наряда в светлое и начинается воскресная тематика. Евангельское чтение Великой Субботы — 28-я глава Матфея — свидетельствует о пустой гробнице на рассвете первого дня недели и явлении воскресшего Спасителя.

Из других богослужебных особенностей литургии Великой Субботы – крещальная песня «Все те…» вместо Трисвятого, тропарь «Да молчит всякая плоть человеческая» вместо Херувимской песни. После отпущения литургии, которая, согласно уставу, должна закончиться во «второе время ночи» (через 2 часа после заката) происходит благословение хлеба, и вина для подкрепления сил молящихся остаются в храме слушать чтение книги Деяний Апостольских перед пасхальной утреней. Благословляются только хлеб и вино, без обычных елеев и пшеницы. Связано это с тем, что на трапезе после литургии Великой Субботы устав позволяет только хлеб, вино и фрукты, поэтому нет смысла благословлять елей и пшеницу, из которых раньше в монастырях варили для братии кашу.

Последняя служба Великой Субботы — так называемая пасхальная клубника, во время которой ещё раз поётся канон Великой Субботы «Волной морской». Во время пения последней песни канона плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле. Следующее богослужение начнет уже воскресные торжества.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

IT-коалиция передала ВСУ ноутбуки и коммуникационное оборудование на 900 тысяч евро

IT коалиция: Инициатива во главе с Эстонией Kaitseministeerium и Люксембургом Directorate of Defence предоставила ВСУ оборудование в 900 тысяч...

Актуально