Вторник, 7 мая, 2024

Время Великого поста – время покаяния, исправления грехов и ошибок, а также время проявления милосердия к ближним, – Митрополит Епифаний

Must Read

Нам, как христианам, следует осуждать зло и грех, но к грешащим ближним следует проявлять милосердие и давать им прощение, когда они просят о нём.

Об этом говорится в Проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в воскресенье сыропусное, прощёное.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Сегодня, в канун Великого поста, хочу, чтобы мы с вами особенно сосредоточили наши рассуждения на словах, услышанных из Послания апостола Павла Римлянам. Ибо они являются хорошим наставлением для нас на протяжении всей жизни, но особенно теперь, когда мы становимся на путь усиленного поста и покаяния и духовного очищения.

«Так поступайте, – призывает нас апостол – зная время, что уже пора нам от сна встать. Ибо ныне ближе к нам спасение, чем когда мы уверовали» (Рим. 13:11) Что Павел имеет в виду? Об этом свидетельствуют нам предыдущие слова из той же 13-й главы его Послания: «Не оставайтесь должны никому ничего, кроме взаимной любви; ибо кто любит другого, исполнил закон. Ибо заповеди […] содержатся в этом слове: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-9).

Итак, апостол побуждает нас все делать с любовью. Она должна быть для нас определенным эталоном, определенным образцом, с которым мы должны сверять свою жизнь. Ведь часто перед нами встаёт выбор, возникает вопрос «как действовать?», на который нет однозначного ответа. В таком случае образец жертвенной любви, которую явил нам Сам Господь Иисус Христос, должен быть указателем и помогать находить ответ.

В минувший воскресный день, когда мы слышали пророчество Господа о Страшном суде, из уст Спасителя мы слушали о тех критериях, по которым Он будет совершать оправдание или осуждение людей в последний день земной истории. Этими критериями как раз и есть дела любви, дела милосердия к ближним.

Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть голого, принять путника, посетить больного или заключенного – ко всему этому побуждает нас любовь. И если мы, как христиане, зная Божью заповедь, не делаем такого, то это для нас самих должно быть свидетельством – есть ли у нас та любовь, к которой призывает нас Евангелие? Ибо если мы действительно любим Бога, то по Его заповеди, которую Господь Сам определяет как главную, мы должны любить и ближних своих, и любить не обобщённо ли на словах, но и своими делами любовь свидетельствовать.

Так мы должны делать всегда, но по собственному опыту духовной жизни мы знаем, что не выполняем должным образом того, к чему призваны. Итак, время Великого поста, как время духовного сосредоточения, время покаяния, время для исправления грехов и заблуждений – это время для выявления милосердия к ближнему своему.

Не только большинство церковных людей, но даже далекие от церковной жизни знают о том, что во время поста правилами предусмотрено ограничение в потреблении определенного рода пищи. И действительно, мы в течение поста воздерживаемся от еды животного происхождения, чтобы умирать свою плоть и учиться воздержанию.

Ибо именно из-за несдержанности в пище и отсутствия послушания Богу первые люди, Адам и Ева, согрешили, о чем сегодня мы особенно вспоминаем о Богослужении. Они съели плод, который запретил Бог есть, то есть нарушили заповедь воздержания, заповедь ограничения и поста, установленную Богом ради их собственного блага и совершенствования. Поэтому мы, когда постимся и сдерживаемся в пище, тем самым делаем несколько противоположное – мы проявляем наше смирение перед Творцом, учимся довольствоваться только необходимым, сдерживаем свои желания, овладеваем своей волей и устремляем её к добру.

Однако следует подчеркнуть, что правила поста, относящиеся к пище – не единственное, в чём заключается его содержание. И слова Писания, которые мы сейчас слышим, напоминают нам об этом. Без деятельной любви, которую мы должны проявлять к ближним, наш пост может остаться таким же малоплодным, как пост фарисея из притчи, которым он хвалился перед Богом.

Также и без нашего покаяния ограничение в пище будет только голоданием или диетой, но не настоящим постом. Голодал и блудный сын из притчи, но причина его голода была в его собственных злых поступках. И только деятельное покаяние, исповедь в грехах перед отцом, признание своей вины и исправление – помогли ему.

Дорогие братья и сестры, время поста, как напоминает нам в наставлении Апостола Павла, это время, когда мы должны более пристально следить за своей жизнью, удаляясь от дел тьмы – пьянства, разврата, ссор, завистей. Тогда мы должны действительно быть схожи с Господом нашим Иисусом  Христом, и заботу о плоти не обращать в похоть (Рим. 13:14). Такой пост, исполненный не только ограничений в пище, но и наполненный покаянием и делами милосердия – именно такой пост угоден Богу и приносит человеку большую пользу.

И ещё на одном наставлении апостола хочу сосредоточить наше внимание, потому что оно тесно переплетается с тем, чему учат нас традиции православного поста. «Кто ты, – спрашивает апостол Павел – что осуждаешь чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет поставлен, потому что Господь имеет силу поставить его» (Рим. 14:4). Эти слова напоминают нам о двух важных вещах – об избежание осуждения других людей и о необходимости прощать ближних.

«Господи Царь, даруй мне видеть вины мои и не осуждать брата моего» – повторяем мы много раз в течение Великого Поста слова молитвы, святого Ефрема Сирина. Когда осуждаем свои собственные грехи, когда видим их и исправляем, то творим благо и исполняем волю Божию. Когда мы сами являемся грешниками и берёмся осуждать наших ближних, то мы как будто, усваиваем себе права, которые принадлежат Богу.

Разве мы не верим, что Бог всеведущий, справедливый и всемогущий? Мы верим в это! А если верим, то должны осознавать, что Бог видит грехи всякого человека, Он справедливо действует на эти грехи, давая возможность человеку покаяться в них и исправиться. Но если человек эту возможность пренебрегает, то Бог не оставляет греха без наказания.

Потому как христианам, нам следует осуждать зло и грех, но к грешащим ближним следует проявлять милосердие и давать им прощение, когда они просят о нём. А даже если и не просят, то следует не искать мести и не разжигать своё сердце ненавистью, но отдать суд в руки Божии. Зная, что Господь накажет тех, кто этого заслуживает, и Его суда, и его справедливого воздаяния не избежит никакой человек.

Поэтому мы, сами, будучи достойны осуждения за наши собственные грехи, должны быть милосердными и сдержанными в отношении наших ближних, ибо и мы сами нуждаемся в милосердии. И входя во время поста, мы имеем традицию просить прощения и давать его, чтобы наши собственные гнев и осуждение не разрушали добрых плодов наших постовых подвигов, как это случилось с фарисеем из притчи, который считал себя праведным, а мытаря осуждал.

С такими мыслями, дорогие братья и сестры, войдем во время Великого поста. И да благословит Господь его добрыми плодами для каждого из нас. Чтобы совершив все, что принадлежит, мы не только достойно приготовились встретить Светлое Христово Воскресение, но и поднялись на одну или несколько ступенек выше лиственницей духовной, ведущей от земной к небесам, к вечной блаженной жизни.

Аминь!

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Действительно ли человечеству грозит Третья мировая война через Украину: взгляд историка

Российско-украинская война теоретически может перерасти в Третью мировую. Такое мнение высказал директор Гарвардского украинского научного института Сергей Плохий. "Практически никто...

Актуально