Воскресенье, 19 мая, 2024

Экзарх Вселенского патриарха: “Ошибки прошлого не должны мешать единству украинского православия”

Must Read

«Молодое поколение – это будущее Украины, спасенное и защищенное Польшей и её народом. Общее будущее наших народов формируется сегодня в сердцах молодых поляков и украинцев», – говорит Епископ Команский Михаил Анищенко. В интервью польскому изданию КАИ Экзарх Константинопольского Патриархата в Киеве комментирует влияние войны на Православную Церковь и польско-украинские отношения.

Давид Господарек (KAI): Прошел год с тех пор, как Россия начала полномасштабную войну в Украине. Трагедия военных действий повлияла и на состояние православия в стране. Не могли бы Вы, Владыка, рассказать нам, какова нынешняя ситуация Православной Церкви в Украине и какие перспективы для объединенной Православной Церкви?

Епископ Михаил Анищенко: Война наложила неизгладимый отпечаток на всё украинское общество, в том числе и на Православную Церковь в Украине. Эта печальная реальность в какой-то мере помогла объединить людей, независимо от юрисдикции. Несмотря на то, что есть определенное количество, как духовенства, так и мирян, которые настроены на сотрудничество с оккупантами, подавляющее большинство очень хорошо понимает сложившуюся ситуацию и поднимается на ноги. Каждый понимает свою личную ответственность и необходимость помогать, вставать в защиту своего народа и страны.

КАИ: В военных условиях, наверное, нелегко вести даже внутрицерковный диалог.

– Призыв к защите земной Родины объединяет украинцев, несмотря на юрисдикционные и идеологические отличия. Но нехватка качественного диалога и личных контактов не способствует пониманию. Сложившаяся ситуация вредит авторитету Православия в украинском обществе. В то же время, это, прежде всего, возможность и мотивация быть христианином. Все должны смириться с реальностью – в Украине есть Поместная Православная Церковь. Ошибки во взаимоотношениях существуют с обеих сторон украинской юрисдикции, но они не касаются природы Церкви, а являются следствием мировоззрения отдельных людей.

Надеюсь, что православное сообщество в Украине – иерархи, духовенство и миряне – смогут вырасти из собственных предубеждений, заложниками которых оно и сегодня.

KAI: Что нужно для единства?

– Для того чтобы единство стало реальностью, по моему мнению, необходимо преодолеть тридцатилетние взаимные образы, заложниками которых стали обе стороны. Необходимо поставить во главу угла добро Церкви и Божьего народа, даже если это вредит личным интересам.

Украинское общество нуждается в единстве украинского православия, украинское государство хочет его обеспечить, и Святая Матерь-Церковь в Константинополе всегда помогала в этом и может помочь в будущем.

КАИ: Война – это также трагическая реальность, когда становится понятно, кто друг, кто является настоящим союзником. Солидарность и поддержка поляков сейчас проявляется на многих уровнях, благодарность украинцев заметна, я сам это почувствовал во время моих визитов в Украину. Может ли все это также служить более глубокому польско-украинскому примирению, особенно в плане разработки болезненных исторических вопросов?

– Огромная поддержка и помощь, которую польский народ и польское государство оказывали и продолжают оказывать украинцам, являются важным выражением единства. Это вдохновляет благодарность не только сегодня, но и на долгое время в будущем. Это исторический момент. Такие вещи не забываются. Миллионы украинцев, потерявших всё на родине, нашли убежище и надежду на достойную жизнь в Польше. Молодое поколение – это будущее Украины, спасенное и защищенное Польшей и её народом. Совместное будущее наших народов формируется сегодня в сердцах молодых поляков и украинцев.

Понятно, что в истории отношений между нашими народами есть разные стороны, как светлые, так и трагические. Хорошо, когда светлых моментов больше. Но мы не можем стереть болезненные моменты истории – её не переписать, мы её унаследовали. Однако мы можем научиться жить с осознанием того, что от того, как мы ведём себя сейчас, зависит настоящее и будущее наших народов.

На мой взгляд, необходимо проанализировать досадные и трагические моменты нашей общей истории и сделать полезные выводы, чтобы подобное не повторилось в будущем. Необходимо взаимное прощение. Нельзя жить только прошлым. Ведь нынешнее поколение не виновато в трагических событиях, имевших место в истории.

КАИ: Московский патриархат прямо поддерживает войну Путина, Патриарх Кирилл, похоже, является одним из главных идеологов русского мира. Эта идеологическая путаница была осуждена христианскими церквями как прямо противоречащая Евангелию. Напряженность в отношениях между Московской Православной Церковью и Православной Церковью в Украине существовала ещё до войны. Как складываются отношения с Московским Патриархатом сегодня, и каковы перспективы?

– Сегодня, к сожалению, руководство Московского Патриархата разорвало евхаристическое общение с Церковью-Матерью в Константинополе и с Поместными Церквами, которые признали автокефалию Украинской Православной Церкви. Это досадное решение было принято в одностороннем порядке руководством Московского Патриархата. Другие поместные Церкви во главе с Вселенским Патриархатом не разорвали евхаристическое единство. Такие действия руководства Московского Патриархата свидетельствуют, по моему мнению, об искаженном понимании церковной экклезиологии и попытке использовать Церковь для реализации собственных властных амбиций. Но эта ситуация временная.

KAI: Как Вы оцениваете отношение к Православной Церкви в Польше, особенно в контексте её отношений с Московским Патриархатом до сих пор – непризнание Православной Церкви Украины?

– В этом вопросе не может быть никаких обобщений. Потому что, как и в других странах, православная церковь в Польше имеет разное мнение о признании автокефалии Православной Церкви Украины. Этот вопрос носит юрисдикционный характер и не касается догматического учения. Я не могу с уверенностью оценить причину задержки в признании автокефалии.

Убежден, что со временем проблема будет решена.

В то же время, необходимо помнить, что наличие церковных юрисдикций как явление не разрывает Церковь на отдельные части. Православная Церковь является единой и неделимой, поэтому православные одной православной юрисдикции, находящиеся в другой поместной Церкви, автоматически становятся чадами местного епископа и членами местной православной общины. Даже в случае временных межюрисдикционных разногласий они остаются в одной Церкви, верят в одно и то же и могут свободно участвовать в таинствах. Юридические аспекты в этом случае не влияют на возможность полноценной христианской жизни.

Таким образом, с началом российского вторжения в Украину и вынужденного переселения украинцев в Польшу, количество духовных чад Православной Церкви в Польше возросло в разы. Верим, что духовенство Польской Автокефальной Православной Церкви ответственно и по-христиански будет выполнять свои обязанности, а также будет принимать их как братьев по вере – будет окружать должной пастырской опекой и любовью, учитывая особенности традиции и этнической принадлежности, как это делалось в течение всей истории. Именно так, как Республика Польша и её замечательные граждане относятся к гражданам Украины.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

История храма – МАФа на фундаменте Десятинной церкви: «Сакральная жертва» или провокация?

Ночью 17 мая по решению суда была снесена Десятинная Церковь возле Музея истории Украины. Она была построена незаконно, поэтому...

Актуально