Понедельник, 20 мая, 2024

Торги по УПЦ (МП). Уедут ли монахи из Киево-Печерской Лавры

Must Read

На днях появилась новость, что с УПЦ (МП) было принято решение о расторжении соглашения о безвозмездном пользовании культовыми зданиями, расположенными на территории заповедника Киево-Печерская лавра. Представители УПЦ (в единстве с Московским патриархатом) должны освободить помещение на территории заповедника до 29 марта.

Здесь не совсем так, как все подумали. Можно ещё перезаключить сделку. Речь идёт о том, что забирают право бесплатно и бессрочно пользоваться государственным имуществом. Ну а церковь может предложить, скажем, заплатить за аренду этих помещений, и я думаю, что такие попытки будут сделаны. Тем более что эта плата не очень высока.

Об этом пишет религиоведение Людмила Филиппович на NV.ua.

Я смотрела прейскурант, который выставили, скажем, по Почаевской лавре, там их центральный храм кажется в месяц за 5,500 грн. Думаю, что для украинской православной церкви в Киево-Печерской Лавре это вообще смешные средства. Ну, будем ждать. И мы же прекрасно понимаем, что церковь вряд ли согласится с таким решением. Пойдет в суд, будет отстаивать свои права. Хотя у меня есть информация, что частично уже монахи уезжают из Киево-Печерской лавры, и якобы студентов, которые учились в духовной семинарии и в духовной академии, также уже с территории Лавры вывезли.

Я не думаю, что власть заинтересована довести ситуацию до такого обострения. Это все-таки огромное количество народа. Там только монахов около 200, ну и студентов, наверное, не меньше сотни, если не больше. Этот шаг государства нужно рассматривать как очередное предупреждение, ну и наверняка демонстрация желания государства все-таки получить какую-то обратную связь от УПЦ МП, выбравшей не очень продуктивную стратегию, так называемую знаете, очень схожую с китайским У-вэй — «недеянием». Они считают, что это самый лучший ход, который можно использовать в этой ситуации. Ибо если ты ничего не делаешь, то к тебе и особых претензий нет, ты не ошибешься. Но сейчас такое время, что нужно быть более ответственными за то, что ты делаешь и откликаться все-таки на запросы, формулируемые обществом и государством. Пока мы не видим со стороны этой церкви, что она готова к ответу. То есть она стала опять-таки в позу обиженного ребенка и настроена очень неконструктивно.

Ну, понятно, что в государственно-церковных отношениях, когда есть два субъекта и каждый из них имеет свой интерес, то на то они и отношения, чтобы в результате переговоров прийти к какому-то общему согласию — когда будут и интересы государства учтены, и интересы церкви. Государство уже неоднократно звонило, как говорится, армировало, что ваша позиция нам неприемлема, нам не нравится эта ваша жизнь. А церковь, видите ли, по-своему на это реагирует.

По моменту с выселением из Нижней Лавры. Я думаю, что речь пойдет о торгах. Каждый сейчас формирует свой пакет предложений, ну и дальше они будут обмениваться: А вы уезжаете — а мы вам то, а вы пишете письма несогласия, что у вас отобрали приходы в Крыму, и в Донецкой и Луганской области, а мы вас оставляем на территории нижней Лавры… Я не знаю всех условий, и кто вообще участвует от государства и церкви в этих переговорах. Пока оно какое-то неясное и непонятное.

Вот поработала, например, комиссия, чтобы выяснить, правильно ли использовались помещения и культовые сооружения, расположенные на территории Лавры, Украинской православной церковью. Мы знаем, что результатом работы этой комиссии было заключение, озвученное главой Государственной службы по этнополитике и свободе совести (ДЭСС) Виктором Еленским. Он сказал о том, что найдены значительные нарушения, но не уточнил какие именно нарушения. Ну, мы можем догадываться, что речь идет, например, о незаконной перестройке тех помещений, которые были предоставлены этой церкви во временное пользование. Мы знаем о том, что монахи очень любят огородничество, садоводство, значит, они там что-то сажают, что-то выращивают, что-то поливают. Там действительно цветов очень много.

Вопросы, на каких территориях? Если это делается, например, над пещерами, это колоссальная опасность. Мы слышали о том, что некоторые пещеры обрушиваются из-за того, что возможно там дожди и поливки, и так далее. Мы знаем о том, что какие-то фуры не проходили в арку при въезде в Киево-Печерскую Лавру, так с разрешения наместника этой Лавры их разобрали, эти ворота, правда, потом надстроили. Но это все памятники архитектуры. Или это сделано в соответствии с законом? Мы тоже этого не знаем. Ну и таких может очень многое быть несоответствий. Или, например, тот же режим в памятниках архитектуры, когда там более 50 человек, то вы же понимаете, что нарушается и климат-контроль, то есть влажность увеличивается, температура повышается, и это может нанести колоссальный вред тем фрескам, или если там есть мозаики, так и мозаикам. Одним словом, нам бы больше публичности и больше информации на этот счет. А так как-то выходит, что и государство, будто тихонько это все производит и церковь тоже тихо 30 лет сидит в этой Лавре, и что там творится – никто не знает.

Думаю, что с этим решением о выселении будет так. УПЦ МП подадут в суд, будут отстаивать свой интерес. Суды сейчас у нас известно как работают: пока назначается судебное заседание, пока соберут все необходимые доказательства, пока всех свидетелей выслушают, все это может затянуться на годы, и церковь этим воспользуется, несомненно. То есть ожидать, что 29 марта приедут какие-то вагоны и туда погрузят все имущество и монахов вместе с ним и куда-то вывезут — трудно себе картину сейчас нарисовать.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия не сможет продолжать войну: в Великобритании назвали условие

Если западные партнеры поддержат британское обещание в предоставлении Украине помощи в течение следующих шести лет, то это сможет "лишить...

Актуально