Понедельник, 22 апреля, 2024

Господь, видя доброе намерение человека, придаст ему силы, когда он становится на путь исправления, – Митрополит Епифаний

Must Read

В воскресной проповеди Предстоятель Православной Церкви Украины Митрополит Епифаний призвал верующих не отчаиваться из-за грехов, ведь пока человек жив, у него есть шанс на покаяние.

По словам Епифания, пример мытаря Захея из Евангелия плод о безграничном Божьем милосердии к грешникам. Даже самый закоренелый грешник может обратиться, если шагнёт навстречу Богу.

Сегодня евангельским чтением об обращении мытаря Закхея начинается наша подготовка к Великому посту. В течение следующих недель мы будем получать важные духовные уроки, которые всегда пригодятся нам, но особенно нужные в покаянное постовое время. И первый из этих уроков – пример раскаяния и обращения мытаря Закхея.

О чем свидетельствует нам извещенное из Евангелия?

Прежде всего, следует обратить внимание на то, как на истинном примере жизни начальника мытарей Закхея мы видим глубину милосердия Божия к грешникам. Ведь Закхей действительно был человеком грешным, и не просто грешным – он грешил явно и беззастенчиво. В качестве начальника сборщиков налогов он использовал полученную от римлян власть для собственного обогащения. Он не только брал налоги в пользу завоевателей, но отбирал больше, чем им требовалось, чтобы за счёт плодов чужого труда вести состоятельную жизнь.

За такое поведение все, в общем, мытари времен земной жизни Спасителя были ненавидимы народом, и само их именование, наряду с блудницами, разбойниками и самарянами, считалось синонимом нераскаявшихся, закоренелых, явных грешников. Считалось недостойным даже общаться с ними, посещать их дом, есть с ними за стол.

И вот один из таких мытарей, человек закореневший во грехе, проявляет обычный человеческий интерес – увидеть Того, о Ком все вокруг говорят, как о чудотворце и пророке. Будучи маленьким ростом, Закхей осознает, что за толпой он не сможет рассмотреть Иисуса. Также он знает, как пренебрежительно относятся к нему люди, которые не уступят ему место и не пропустят его подойти поближе. Поэтому он вылезает на высокое дерево, мимо которого должен пройти Спаситель, чтобы хоть таким образом вдали увидеть Его.

На большее он не рассчитывает и не может, по человеческим соображениям, чего-то большего ждать. Но Бог действует непостижимым образом, Он всегда способствует и помогает всякому благу, питает его в человеческих сердцах, добавляя того, чего человеку самому по слабости или действию греха не хватает. Итак, когда Христос увидел на дереве Закхея, то не только заговорил с ним, но и сказал, что посетит его дом.

Спаситель, как всезнающий Сын Божий, знал, кто такой Закхей, знал о его грехах, о пренебрежении, которое испытывают к нему другие люди. Но также Господь видел и ростки покаяния даже в таком окаменевшем сердце. И видя доброе желание и намерение Закхея, Христос содействует им, идя навстречу грешнику.

Это так трогает начальника мытарей, что он, приняв в своём доме Спасителя, увидев от Него доброе отношение к себе и внимание, на которое даже не надеялся, искренне раскаивается и решает деятельно исправить свою жизнь. Своё покаяние Закхей выражает в двух вполне конкретных поступках – в раздаче милостыни в пользу бедных, на что он обещает отдать половину своего имущества, а также в возмещении ущерба, причиненного тем, кого он обидел, при том же в четыре раза больше, чем было им изъято.

Такое деятельное покаяние указывает на его истинность и глубину, и потому Господь возвещает спасение для Закхея и его дома. Ибо именно для этого – не для одного осуждения греха, но для помощи людям в очищении от грехов и в освобождении их от власти зла – и пришел на землю Сын Божий.

Об этих событиях Евангелие сегодня напоминает нам не только ради того, чтобы вернуть нас к давно прошедшим событиям, но чтобы теперь и всегда побуждать нас к добрым делам и правильным выводам.

Первый из них состоит в том, что никакой грешник не должен впадать в окончательное отчаяние и не должен отчаиваться в Божьем милосердии. Пока человек живёт, он имеет возможность покаяться. И Господь, видя ее доброе намерение, придаст ей силы, когда она становится на путь исправления.

Следующий вывод состоит в том, что хотя Бог милосерден к грешникам, но самого признания ими совершаемых грехов – недостаточно, нужно также и деятельное исправление. Ибо покаяние не состоит только в том, что человек будет признавать себя грешным, осознает, чем он провинился. Истинное покаяние, ведущее к спасению, соединяется с действием, направленным на исправление того, что исказил грех.

Закхей, как мытарь, обворовывал людей. Поэтому, чтобы исправить последствия своих грехов, он делает обратное – становится благодетелем. Он не просто возмещает нанесенный ущерб, но возмещает его с избытком, четырежды, а более того половину своего имущества отдаёт нищим.

Итак, когда человек желает исправить свои грехи, он не только должен признать их, не только должен побуждать себя больше их не делать, но также должен деятельно засвидетельствовать своё стремление обрести добродетель. Особенно такие добродетели, которые будут противоположны его предыдущим греховным привычкам и помогут человеку действительно исправиться. И тогда, какими бы давними, явными и тяжелыми не были бы грехи – Господь имеет силу и власть очистить их и помочь человеку восстановиться.

Однако, подытоживая наши размышления над услышанными сегодня словами Писания, мы должны вернуться к началу. А начало всякого покаяния состоит в том, чтобы грешник вышел навстречу Богу. Чтобы желал видеть Господа, желал услышать Его. Для покаяния именно человек должен сделать первый шаг – шаг к Господу. Ибо без помощи Божией, без милости Господней, своими собственными силами действительно побороть грех ни для одного человека невозможно.

Итак, начиная подготовку к постовому подвигу, когда мы имеем особое внимание уделять нашему покаянию, напомним себе все эти истины, чтобы духовный труд наш в последующие месяцы и на протяжении всей жизни был плодотворным. И чтобы покаяние наше принял Господь, как искреннее и деятельное, но о нас тоже сказал, как о Закхее: ныне пришло спасение к тебе.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Подозреваемые в расстреле полицейских перевозили гранаты, которых потом лишились, – Клименко

Военнослужащие, подозреваемые в убийстве и ранении полицейских в Винницкой области, перевозили боеприпасы, которые затем сбросили в водоем. Об этом...

Актуально